Поправки в закон «О репродуктивных правах граждан и гарантиях их реализации», а также в Семейный кодекс КР, где упоминается о суррогатном материнстве, за последние четыре месяца обсуждались в стенах ЖК не единожды. И вот народные избранники наконец одобрили предлагаемые законодательные новшества.
По их мнению, все тонкости взаимоотношений, возникающих между супругами (или лицами, не состоящими в браке) и сурмамой, необходимо оформлять в договорном порядке — только так стороны могут оградить себя от множества проблем, связанных с подобным видом деторождения. В документе должны быть оговорены порядок и условия оплаты расходов на содержание суррогатной матери, права, обязанности и ответственность сторон. «Использование метода суррогатного материнства возможно только на основании заключенного в письменной форме и нотариально удостоверенного договора, — говорится в законопроекте. — В случае если суррогатная мать состоит в браке, необходимо согласие супруга на заключение договора. Договор заключается между супругами или лицом, не состоящим в браке, или лицами, представляющими их интересы, и женщиной (суррогатной матерью), давшей согласие на имплантацию эмбриона в целях вынашивания плода и рождения ребенка, независимо от срока его рождения».
Официальной статистики относительно того, сколько кыргызстанцев за последние годы стали родителями благодаря суррогатным матерям, нет. Врачи же не спешат откровенничать на этот счет. «Я сама не принимала роды у сурмамочек, но знаю, что мои коллеги перед такими родами подписывают документ, где говорится, что в случае разглашения конфиденциальной информации они понесут ответственность, в том числе финансовую, — призналась знакомая акушер-гинеколог. — Так что вряд ли вам удастся побеседовать на эту тему с врачами или биологическими родителями таких детей».
«ЧРЕВОугодный» бизнес
«Стану мамой для вашего малыша. Мне 32 года, замужем, трое детей, всех родила сама. Без вредных привычек, группа крови — вторая положительная, условия обсудим при встрече. Проживаю в Бишкеке, есть опыт, есть первичные анализы…»
«Готова быть суррогатной матерью! О себе: азиатка, 28 лет, имею здорового трехлетнего ребенка, без вредных привычек, чистоплотная, стройная, с приятной внешностью, из порядочной семьи, с высшим образованием, без каких-либо болезней и т.д. Готова предоставить все необходимые документы, пройти медобследавание. Конфиденциальность, ответственность и порядочность гарантирую и требую! Цена — $15000, все остальное по договору. На период программы готова сменить место жительства. В данный момент проживаю в Бишкеке…»
Подобными объявлениями пестрят местные и казахстанские интернет-форумы. Изучив около десятка, я пришла к неутешительному выводу: у многих кандидаток в сурмамы серьезные проблемы с грамотностью, что свидетельствует, как минимум, о пробелах в школьном образовании. Некоторые «соискательницы» элементарно не понимают сути вопроса: они детально описывают свои внешние данные, хотя это никак не влияет на стоимость обсуждаемых услуг.
Гонорар за вынашивание чужого ребенка в нашей республике колеблется от 10 до 20 тысяч долларов, (правда, часто демпингуют студентки, готовые стать сурмамами за меньшую цену). Помимо этого, биородители должны ежемесячно оплачивать расходы суррогатной матери на питание, одежду, медицинские обследования. За двойню полагается доплата — три–пять тысяч долларов. Некоторые амбициозные дамы пытаются играть по-крупному: сразу требуют купить им квартиру в Бишкеке или дорогой автомобиль — чего уж мелочиться…
— Суррогатное материнство не должно широко внедряться в массы и становиться бизнесом, — поделилась мнением врач одной частной клиники. — Его нужно практиковать строго по медицинским показаниям, к примеру, если у женщины удалена матка, яичники, имеются врожденные аномалии органов репродукции, если она перенесла онкологическое заболевание. Несколько недель назад в российской Госдуме поднимался вопрос о том, чтобы запретить гражданам, не состоящим в браке, прибегать к услугам суррогатных матерей. Думаю, это правильно. Представьте, если ребенок попадет в гомосексуальную семью и с рождения будет наблюдать нездоровые взаимоотношения двух мужчин или женщин, живущих как супруги… Насколько мне известно, в нашем законопроекте говорится, что иметь детей от суррогатной матери может любой гражданин, независимо от пола, расы, возраста, этнической принадлежности, вероисповедания, языка, сексуальной ориентации, инвалидности и семейного положения. Выходит, секс-меньшинства тоже могут прибегать к такому способу деторождения? Лично я против этой инициативы.
«Я еще крестиком вышивать могу…»
Позвонив по одному из указанных на форуме телефонных номеров некой Светлане, я выдала ей заготовленную легенду о бесплодии и огромном желании иметь ребенка. Кандидатка сразу перешла к делу.
— Я готова стать сурмамой для вашего ребенка. У меня хорошее здоровье, яркая внешность: зеленые выразительные глаза, светлая кожа, длинные густые волосы, тонкая талия, поэтому ребенок получится очень качественным, — беззастенчиво расхваливала себя молодая особа. — Стоимость услуги — 20 тысяч долларов: 10 тысяч в начале беременности, чтобы вы потом не передумали, а остальные — сразу после рождения ребенка. Плюс ежемесячные выплаты — 10 тысяч сомов на витамины и одежду.
— Простите, а почему так дорого? У других сурмам ставка 10–15 тысяч долларов.
— Я же вам сказала: у меня идеальная фигура, почти как у модели. В детстве занималась бальными танцами, ходила в кружок вышивания...
— Разве ваша красота и способности отразятся на моем ребенке?
— Конечно!
Судя по категоричному тону Светланы, переубеждать ее в том, что внешние данные сурматери никак не влияют на «подсаженный» эмбрион, поскольку кровеносные системы женщины и плода не сообщаются, а генетическая связь в данном случае вообще отсутствует, было бесполезно. Поэтому я перешла к следующему вопросу, которым поддержала нелепую версию «соискательницы» о передаче чужому ребенку ее физических качеств и умственных способностей.
— А какое у вас образование? Хочется, чтобы ребенок был умным… И есть ли у вас документы об окончании учебных заведений?
После некоторой заминки девушка призналась, что у нее неоконченное высшее педагогическое образование, но 20 лет ей уже исполнилось (по закону, минимальный возраст для сурматеринства — 20 лет). Учебу в вузе Светлана бросила на втором курсе по банальной причине: надоело. Работает она продавцом в одном из торговых центров столицы.
— Скажите, можно оплатить ваши услуги в рассрочку: половину отдать сразу, а вторую половину — в течение года после рождения ребенка? Или, может, сделаете скидку? Хотя бы тысяч пять долларов…
— Нет, мне нужна вся сумма сразу после рождения ребенка. Я же вам рожу здорового и красивого малыша. Не можете оплатить — возьмите кредит в банке…
Обещав подумать над предложением и обсудить этот вопрос с супругом, я распрощалась со Светланой.
Сообщения лиц, мечтающих стать родителями, встречаются на местных форумах реже, чем объявления потенциальных сурмам. Однако спрос явно растет — как и предложение.
«Ищу суррогатную мать, имеющую 1–2 детей, рожденных естественным путем (без кесарева сечения), без вредных привычек. Национальность значения не имеет…»
«Все конфиденциально! Мы с мужем ищем суррогатную маму, готовую бережно выносить нашего малыша. Возраст желательно до 35 лет, обязательно наличие собственного ребенка, отсутствие вредных привычек, резус-фактор положительный. Заключение договора после одобрения [кандидатуры] врачом. ЭКО в Алматы. Пишите свои предложения и желаемую сумму компенсации. Порядочность и оплату гарантируем. Заранее спасибо всем, кто готов откликнуться…»
С недавних пор в России появились фирмы-посредники, которые оказывают услуги по подбору сурмам (проводят юридические, психологические, кадровые консультации), помогают получить свидетельство о рождении ребенка. А на специальных сайтах супружеских пар указываются имена суррогатных мошенниц и недобросовестных посредников, действующих в данной сфере. В Кыргызстане же пока нет не то что «черного списка» сурмам, но и обычной базы данных.
Наследник в пробирке
Как известно, суррогатное материнство возможно только при экстракорпоральном (искусственном) оплодотворении в гинекологической клинике соответствующего профиля: яйцеклетку, оплодотворенную в «пробирке», переносят в матку сурматери в течение первых трех–пяти дней развития эмбриона. В Кыргызстане эту процедуру проводят только в одной частной клинике, которую возглавляет известный депутат ЖК и «по совместительству» врач. За каждую попытку оплодотворения будущим родителям придется выложить здесь 3200 долларов. Отдельно идет оплата за медикаменты — это еще около полутора тысяч.
— Мы даем 30% гарантию того, что эмбрион приживется, — пояснили мне в клинике. — Иногда вживить его удается далеко не с первой попытки…
Бесспорно, когда надежда на то, что женщина сможет родить сама, иссякает, суррогатное материнство становится для многих единственным шансом обрести родительское счастье. Но следует помнить, что в этом довольно молодом бизнесе хватает непорядочных людей, стремящихся нажиться на чужих проблемах.