«Железные» леди - о мечах, мужчинах и доспехах

«Железные» леди - о мечах, мужчинах и доспехах

В современном мире понятие «рыцарь» можно услышать нечасто, а увидеть воочию человека в доспехах – и вовсе в диковинку. Тем не менее, рыцари в доспехах в столице есть, более того, среди них можно увидеть и девушек. Да, да! Все, как положено: шлем, меч, доспехи и лучезарная улыбка. Оттачивают мастерство отважные «железные» дамы в клубе исторического средневекового боя «Гвардия». Корреспонденту «МК-Азия» удалось заглянуть на тренировку и узнать, как хрупкие с виду создания справляются с тяжестью доспехов и почему шлем оказался предпочтительнее шляпки.

Синяки? Не беда!

Занятия у бойцов начинаются вечером. Спускаясь по лестничному пролету к залу, ожидала увидеть, как минимум, Шварценеггеров в женском обличии, но никак не девочек с тонкой талией, длинными волосами и по фигуре сидящими лосинами. Всем трем девушкам впору покорять подиум, но занятие они выбрали совершенно иное. Думала перейти к беседе сразу, но тренировочный процесс – дело тонкое, а разминка – святое. Сначала бег и стандартные упражнения с уроков физкультуры, после – отжимания. К слову, занимаются мужчины и женщины вместе, и все упражнения выполняют на равных. Команда тренера – и девочки уже приняли упор лежа, с легкостью отжались 20 раз, побежали дальше… Эмоции от увиденного, естественно, зашкалили и когда на беседу, отдышавшись, подошла Виталина ЛЕВЧЕНКО, единственный вопрос был: «Как?».

– Вот так! – смеясь ответила она.

Виталина – самый молодой боец, но награды ее впечатляют – первые места на турнирах не только Кыргызстана, но и Казахстана. Она – достойный соперник для парней, да что там соперник – победитель! Голубые глаза, светлые кудри и отточенные удары на ристалище.

– Попала в клуб случайно – пришла с друзьями на тренировку. Один раз посмотрела, второй… Решила попробовать, понравилось – море эмоций, адреналин. Так и начала заниматься, – вспоминает она.

– А чем занимаешься вне спорта?

– В основном посвящаю себя учебе. Из увлечений – рисование, вышивка, люблю слушать музыку. Такой вот контраст.

– Общество стереотипно. Как на даму с мечом реагируют?

– Все говорят, что это очень опасно. Отрицательной реакции нет, просто переживают.

– По поводу опасностей: девушка ноготь сломает – уже трагедия, а тут ногтем-то может и не ограничиться…

– Трагедии никакой не вижу. Синяки, ссадины… Я уже привыкла - это сопутствующее.

– Если мужчина в доспехах – рыцарь, то как назвать женщину?

– Я даже не знаю (смеется). Воительница, наверное.

– На фестивале средневековья у тебя было потрясающее платье. Сама шила?

– Платья зачастую шьем сами, но именно то шила не я.

– Платье – вещь легкая, чего не скажешь о мече. Как справляетесь с таким весом?

– Физическая подготовка позволяет работать с большим весом. В среднем она нарабатывается полгода. Поблажки девушкам, конечно, делают, но я стараюсь тренироваться наравне со всеми. Сейчас занимаюсь в категории «спортмеч» - мягкие шлем и щит, которые практически неощутимы. Спарринги нередко с парнями проходят. У меня вообще был только один турнир, когда я билась с девушками. Во всех остальных случаях сражаюсь только с парнями.

– Какой турнир запомнился больше всего?

– Их было два: в Алма-Ате и в Павлодарской области. Буря эмоций и самое главное – встреча с незнакомыми соперниками. С теми, от которых не знаешь, чего ожидать.

– Навыки, полученные на тренировках, в обычной жизни помогают? От хулиганов, скажем, отбиться?

– Пока сталкиваться с таким не приходилось, но думаю, что помогут. На тренировках не только подготовка к бою в железе: навыки самообороны есть, отрабатываем элементы из бокса, борьбы… Но в жизни силу применять не приходилось.

– Дай Бог, чтобы и не пришлось. Есть ли какой-то кодекс чести? Занятия, наверное, переносят в средневековье?

– Да, это очень переносит в то время. Своеобразный кодекс чести присутствует. Например, когда бьешься с противником, которого не знаешь, относишься так, чтобы не навредить. В моем направлении – спортмече – сильно покалечить нельзя, но сотрясение вполне может быть. Стараюсь относиться к соперникам с пониманием, не бить специально в открытые участки. Есть те, кто так делает…

– В тебе что-то изменилось с приходом в клуб?

– Не сразу. Перемены происходили постепенно: стараюсь все делать более качественно, усидчивости больше появилось, уровень ответственности вырос.

– Есть ли тот, или та, с кем бы тебе хотелось сразиться, ровняешься на кого-то?

– На мировую чемпионку по историческому фехтованию (улыбается). Есть и та, с которой хотелось бы сразиться – девушка из Алма-Аты, но это уже именно в железе.

– Ты заканчиваешь школу, важный этап… На кого поступать думаешь?

– В этом году появились сомнения, но думаю, что подам документы на архитектурный факультет.

Доспехи – это легко

Пока Виталина рассказывала о победах, в зале началось интересное: на середину выкатили «балду» – тренировочный снаряд, на котором спортсмены оттачивают удары. Громкое «бам» разносилось на все помещение, а отвечать на вопросы готовилась другая дама – Юлия ХИЖНЯКОВА. Опыт в фехтовании у нее приличный – 7 лет. Она – пока единственная девушка, которая на турнирах и фестивалях примеряет на себя настоящие доспехи и бьется в «железе».

В детстве Юля хотела стать супергероем и это удалось – 25 килограммов железа и грация явно выделяют ее из рядов «девочек обыкновенных».

– Фехтованием я начала заниматься на втором курсе университета. Получилось это по счастливой случайности: разговорилась на дне рождения подруги с одним товарищем, который рассказал о существовании клуба, попросила взять меня. Это был даже не клуб по сути – просто ребята махали мечами. Пришла туда, начала тренироваться. В сентябре исполнилось 7 лет, как я занимаюсь историческим средневековым боем, – подчеркнула она.

– А увлечения помимо фехтования имеются?

– Много интересов, связанных с творческой реконструкцией – я делаю украшения из кожи при помощи выжигания. Все наши ребята, в том числе и я, умеют шить, причем шить на машинке меня научил парень. Бисер, вязание, макраме… Ролевую одежду тоже шьем сами. В миру я – корреспондент. Мне повезло, на работе к увлечению относятся очень лояльно. Часто отпускают на мероприятия – не каждый работодатель согласится на такое. Мой редактор даже хвастается, когда представляет меня кому-либо: «Это Юля, она у нас мечами машет» (смеется). Приятно, что коллеги относятся с пониманием и интересом. Работа позволяет знакомиться с людьми, которые могут что-то подсказать и помочь. Получился в жизни такой вот симбиоз – так или иначе все крутится вокруг фехтования.

– Юля, вы – единственная пока девушка, которая входит в категорию «железо». Как справляетесь с тяжелыми доспехами?

– В наш век делить на мужское и женское уже не совсем правильно. Есть мужчины, которым справиться с теми же отжиманиями намного сложнее. Я занимаюсь этим, потому что мне нравится. Бывает так, что синяки по всему телу от ударов, где-то доспехи натерли… Но я не прекращу тренировки только оттого, что испытываю какие-то неудобства. Если была б недовольна таким положением дел, занялась бы чем-то другим. Что касается доспехов: тот факт, что они железные, не делает их неподъемными, это все-таки не свинец. Доспехи подгоняют под конкретного человека, делают их с учетом комплекции. Исторических аналогов женских боевых доспехов нет – все выгибается под фигуру. Кроме того, у нас прекрасный мастер, который понимает, что не каждый организм способен выдержать тот или иной тип доспехов. Например, для ребят, которые бьются в бугуртах (массовые сражения, – Авт.), доспехи изготавливают из более толстой стали, для того, чтобы не повредить позвоночник. Мы чаще участвуем в турнирных номинациях, где нет такой ошеломительной силы удара, и основная ставка делается на мастерство, оттого можем позволить себе доспехи из более тонкого металла. Весят они поменьше.

– На фестивале «Осень Средневековья» озвучили вес доспехов: 25-30 килограммов…

– Мои доспехи весят чуть больше 25 килограммов, но они настолько грамотно проработаны, что когда весь вес равномерно распределяется по телу, я его практически не чувствую – это во-первых. Во-вторых, мышечный корсет тела достаточно хорошо развит – даже ваш вес для меня – средняя нагрузка.

Супергерой в шлеме

– Что конкретно вас привлекло в фехтовании?

– С самого детства я любила фильмы про героев: «Зорро», «Робокоп», «Комиссар Рекс»... Была мечта стать супергероем, а как это в жизнь воплотить? Выход нашелся, совместила все героическое: журналистику и рыцарство, я собой довольна (смеется). Другая причина – меня всегда привлекали контактные единоборства. До фехтования занималась дзюдо, греко-римской борьбой. Когда увлеклась фехтованием, стала параллельно посещать тренировки по боксу, самбо, айкидо – это нужно было для повышения навыков, для того, чтобы учиться чему-то у тренеров и привносить это в наш клуб.

– Поговорим о наградах…

– Принято брать интервью у топовых бойцов, а я за 7 лет выиграла 2 раза. Хочу, чтобы люди видели не только победителей, но и тех, кто, несмотря на поражения продолжает идти вперед. Победы в моей копилке - бои с девушками. Все остальное время я по большей части сражаюсь с парнями. До того, как сформировался наш клуб, мне приходилось прорываться на мужские турниры самой – там я была единственной девушкой. Настаивала на том, чтобы драться с парнями в турнирном зачете. В 2014 году поехала на турнир «Клинок степи» – говорила с организаторами, потратила на это много сил и времени… Хотелось бы вспомнить и о наших друзьях с Алма-Аты – клубе «Байард». На тот момент я была знакома с ними несколько лет, ездила на турниры в качестве техпомощи. Ребята знали, что я тренируюсь, и если уж не победить, то конкуренцию составить могу. Они меня очень поддержали, взяли с собой, подбадривали на турнире, сумку носили… Дралась я тогда с бойцом из их клуба.

– В пару с девушкой парни вставать не отказываются?

– «Я не буду драться с девчонкой» говорят не мужчины, а мальчики, которые просто не могут эту позицию аргументировать. При отказе от боя с девушкой нужно иметь четкий аргумент – «я не могу с тобой драться, так как боюсь не рассчитать силу и травмировать тебя» или «извини, я не могу пересилить моральные устои, которые не позволяют мне драться с девушкой» – аргументы понятны: сотрясения мне не нужны, да и воспитание принять можно. Адекватный человек всегда объяснит, почему он не хочет в пару с девушкой. А с теми, кто позицию отстоять не может, думаю, и дел иметь не стоит. К счастью, у нас достаточно бойцов и выбор у меня есть. Хотелось бы, конечно, чтобы и среди девушек выбор был, но меня радует, что все больше мужчин в ИСБ девушек воспринимают если не совсем как равных, то как достойных конкурентов.

Есть, кстати, клубная культура: если наша позиция людям не импонирует, то они просто уходят. О таких случаях мы не особо жалеем, так как помимо прочего, важно единство духа.

– Можно о культуре поподробнее?

– Во-первых, есть правила зала, которых неукоснительно придерживаются все. Во-вторых – это уважение к окружающим. Да, мы часто шутим в коллективе, но это все в рамках дружеских отношений, и прекрасно знаем, когда стоит прекратить. Если кто-то из новичков ведет себя не так, мер радикальных не предпринимаем – человек просто сам «отсеивается».

Мы – не секта!

– Много ли девушек на тренировки записываются?

– Приходит достаточное количество, остаются, увы, не все. Тут тоже много причин, зачастую не в слабости дело. Основной аргумент - родители. Не все хотят, чтобы дочь занималась таким «неженским», по их мнению, видом спорта. Тут я бы, конечно, поспорила. У нас были моменты, когда приходилось общаться с родителями и парней, и девушек. Если человек несовершеннолетний, то контакт с родителями обязателен – мы не секта и заинтересованы в том, чтобы со спортсменом в нашем обществе ничего не случилось, ответственность за новичка лежит на нас. Мы все прекрасно понимаем, что увлечение ИСБ порой толкуют не совсем верно и важно, чтобы родители поняли, что мы не наркоманы-алкоголики, а люди, которые занимаются спортом и просветительской деятельностью, обучают многим навыкам - шитью, к примеру. Есть и другая сторона – человеку просто далеко добираться. Некоторых мы специально отправляем искать секцию поближе к дому – важна физподготовка, а научиться фехтовать  – «никуда не убежит».

– Новенькие образ не романтизируют?

– Чаще приходят люди с пониманием того, что это все-таки спорт. Романтичные натуры заглядывают довольно редко - на наших фестивалях заметно, что это труд. Да, я сказала, что 25 килограммов – легко. Но, тем не менее, спорт легким не бывает: если что-то дается легко, значит, делаешь неверно.

– Какие планы на будущее?

– Я приболела недавно, и пока цель – поднять уровень мастерства на прежнюю отметку. Как только это произойдет, буду ставить планку выше.

– Что насчет мировых турниров?

– Это не мое индивидуальное решение, а клуба в целом. Конечно, многие ребята хотят поучаствовать, но здесь все упирается в возможности. Финансы – это первое. Например, нам нужно прибыть в Россию: ехать на поезде – не вариант, так как мы все работаем и можем отпроситься лишь на несколько дней. Остается самолет, а у нас только доспехи весят около 30 килограммов… Клубный выезд за границу – нелегкое испытание.

– В жизни занятия ИСБ чем-то помогают?

– Конечно! (смеется).  Бабушка меня на базар посылает, и то, что она обычно покупает сама, умножает на 4. Я беру рюкзак, в котором доспехи таскаю, и иду за покупками. Сильная спина, сильные руки… Спустить со второго этажа кровать? Легко. Вот только шкафы самой пока переносить не получается.

– Молодой человек как на такие подвиги смотрит?

– На отношения времени нет – работа, ИСБ, спать иногда нужно… В интернете была картинка: решила завести отношения, вот тут, в октябре, полчаса времени – самое то! (смеется) И вообще: с ИСБ я знакома 7 лет, выбор очевиден!

В зале тем временем, начиналась самая зрелищная часть – спарринг, а на вопросы готовилась отвечать Анастасия НАУМОВА. На тренировки девушка пришла после фестиваля «Осень Средневековья», прошедшем в прошлом месяце.

– Тренировки тяжелые, но это того стоит – заметила она.

– Ты решила присоединиться к команде после недавнего фестиваля. Что привлекло?

– Здесь все по-настоящему. «21 век – никто не будет бить человека со всей силы» – думала я. На фестивале увидела, что все по-серьезному, заинтересовало, как это происходит и почему они до сих пор живы (смеется).

– Раньше спортом занималась?

– Да. Таэквондо, танцы, три года в пол дэнсе… Но все равно тяжеловато – в каждом виде спорта нагрузки разные, в идеале их, конечно, смешивать.

– Синяки и поломанные ногти не пугают?

– К синякам я привыкла еще на пол дэнсе, да и не лето сейчас, одежда – закрытая. Пока меня привлекает атмосфера, техника боя. На счет железа еще не задумывалась, я только в начале пути.

– Чем в жизни занимаешься?

– Заканчиваю 11 класс, хочу стать биохимиком: лаборатория, халатик…

Больше задерживать девушек было нельзя – итак половину тренировки за разговорами провели. Будущим архитектору, биохимику и действующему корреспонденту нужно было вставать в спарринг. Не в доспехах, но с вполне ощутимыми мечами. Бой идет ограниченное количество времени, и пока на «ринг» вышли парни, уговорила Юлию примерить обновку – девушке принесли новый шлем. Красивая, переливающаяся «шляпка» весила в районе 4 килограммов. «Это легкий шлем» – пояснила Юля, рассматривая головной убор, после чего решила продемонстрировать его в действии. Ударить по нему мечом поручили мне, пришлось и уговаривать – стереотипное мышление человека от фехтования далекого отказывалось верить в то, что вреда Юлии удар не нанесет. Коллеги по клубу оказались более решительны и зал сотряс очередной громкий «бабам!». На шлеме появилась вмятина, а я схватилась за сердце.

– Такой удар даже к сотрясению не приведет, – смеясь объяснила Юля и пошла в центр зала, где ее уже ожидала Виталина.

Спарринг окончательно убедил в том, что фехтование – очень красивое занятие и стереотип о «неженственности» – лишь стереотип, который лопнет с треском после первого же просмотра завораживающего дамского боя.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №45 от 8 ноября 2017

Заголовок в газете: Дамы, в бой!

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру