В прошлую пятницу на заседании правительства обсуждались поправки в закон «О дорожном движении в КР», в частности — введение запрета на ввоз в республику праворульных машин.

Решение пока принято не было: как заявил глава кабмина Джоомарт Оторбаев, проект будет рассмотрен повторно на следующем заседании кабмина, которое состоится в конце этой недели.

Запрет, напомним, инициируется не впервые. В 2007 году депутаты ЖК обсуждали поправки, предусматривающие не только запрет на ввоз «праворулек» с апреля 2008 года — владельцам таких авто вдобавок предлагалось до определенной даты (точнее, до февраля 2010-го) либо пересесть за левый руль, либо привыкать пользоваться общественным транспортом. «Союз правых», созданный автовладельцами, провел несколько протестных акций, которые оказались результативными: протесты поддержал глава Минюста, а Курманбек Бакиев внес в парламент предложение об отмене запрета на праворульные авто. Депутаты не сдавались: чуть позже был инициирован новый законопроект, запрещающий ввоз «праворулек» с 15 мая 2008 года. Правда, его инициаторы решили несколько смягчить удар: автовладельцам разрешалось крутить правый руль не до определенной даты, а вплоть до полного износа иномарки.

Нынешняя власть решила искать другие, куда менее радикальные для автовладельцев пути. В правительстве, возглавляемом экс-премьером Жанторо Сатыбалдиевым, был подготовлен проект постановления, согласно которому с первого квартала 2015 года вырастут таможенные пошлины на ввоз праворульных авто — независимо от года выпуска и марки. Этот документ сейчас находится на рассмотрении в Минюсте. Понятно, что солидное повышение пошлин сыграет ограничительную роль: новые тарифы потянут далеко не все желающие обзавестись «праворулькой». Одновременно увеличится и поступление средств в госказну. Так что вряд ли кабмин, возглавляемый теперь Джоомартом Оторбаевым, одобрит «запретительные» поправки на ввоз праворульных машин, инициаторами которых на сей раз являются министр ВД Абдулда Суранчиев и глава ДПС Талантбек Исаев. Тем паче, что министр финансов Ольга Лаврова уже озвучила возможные неприятные последствия принятия законопроекта: снижение поступлений в республиканский бюджет по таможенным платежам на 1,1 млрд сомов.

Между тем инициаторы документа уверяют кабмин, что думают только о сохранности здоровья и жизни граждан, страдающих из-за увеличивающегося количества аварий с участием «праворулек», и утверждают, что большого ущерба от поправок не будет: предприниматели, чей бизнес «завязан» на поставках «япошек», запросто смогут переориентироваться на ввоз в Кыргызстан авто из Европы и США. Правда, Исаев не сказал о том, что относительно «свежий» японский автомобиль дешевле любой старенькой европейской или американской «лошадки». Если предприниматели и способны быстро переориентироваться (что тоже вызывает большие сомнения), то рядовые потребители — точно нет. Либо же Исаева кто-то уверил в значительно возросшем благосостоянии граждан, которым сегодня ничего не стоит выкинуть свой праворульный «хлам» и купить нового «железного коня» за плевые 10–15 тысяч долларов.

Вопрос надежности авто тоже не из последних. Сами американцы признают, что машины японских марок в этом смысле куда предпочтительнее европейских и американских. В прошлом году один популярный в США журнал обнародовал так называемый «рейтинг надежности»: семь мест в первой десятке было отдано «япошкам», два — «европейцам», «американцу» досталось одно место.

Тем не менее Суранчиев и Исаев винят в повышенной аварийности не горе-водителей с купленными правами и отсутствием мозгов, а машины японских производителей, пусть надежные, но праворульные. Согласно информации, озвученной Исаевым, в прошлом году произошло 1472 ДТП с участием праворульных машин, число погибших составило 267 человек (притом что машины с правосторонним рулем составляют всего 13% от общего количества автотранспортных средств, зарегистрированных в республике). По его же словам, «аварийность леворульных машин составляет 7 на 1000, а праворульных — 12 на 1000». А всего аварий в прошлом году было 7492. Если 1472 из них совершили водители «праворуких» авто, на кого «приходятся» оставшиеся 6020 ДТП? Опять же, заметьте, и речи нет о пьяных водителях, неработающих светофорах, недобросовестных работниках автошкол, продающих водительские права кому попало, о «шумахерах», гоняющих на «леворульках» с номерами KG-серии. С этим у нас, видимо, полный порядок.

В случае запрета эксплуатации «праворулек» МВД заботливо предлагает их владельцам перенести руль на левую сторону: дескать, стоит это всего-то тысячу долларов. Ну, может быть, Суранчиеву, Исаеву или их родственникам и «перекинут» руль за эту сумму, считающуюся минимальной, стартовой. Но стоит ли овчинка выделки, если рядовой автовладелец приобрел «коня», скажем, за 4–5 тысяч долларов? К тому же специалисты твердят, что такого рода вмешательство во «внутренности» авто вне условий завода-изготовителя чревато нехорошими последствиями. Даже самые распрекрасные профи (которых еще надо найти) местных СТО не смогут конкурировать с рабочими заводов, где процесс сборки машин полностью механизирован. А это значит, что праворульная иномарка после подобной переделки станет действительно опасной уже вне зависимости от того, кто ею будет управлять — болван с купленными правами или опытный, законопослушный водитель.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру