В российскую столицу стоит съездить прежде всего. Мегаполис с древней историей, огромным количеством достопримечательностей, деловой и развлекательный центр страны заслуживает того, чтобы быть увиденным хоть однажды. Стоимость поездки складывается из расходов на транспорт, проживание и питание. Все остальные приятности — покупки и экскурсии — «уместятся» в любой бюджет. Но, конечно, в первую очередь от путешествия хочется получить как можно больше удовольствия, а значит, увеличить сумму на развлечения реально, сэкономив на транспорте.
Добраться из Бишкека в Москву можно разными способами. Самый популярный и удобный — на самолете. Пик цен приходится на лето и раннюю осень. Средняя стоимость авиабилета в этот период составляет 12–14 тысяч сомов в один конец. Незначительно уменьшить сумму, отслеживая акции и скидки, можно, но сложно, и в этом случае редко удастся сэкономить 10–15% от стоимости билета. Ложка, как говорится, дорога к обеду — авиакомпании не желают терять прибыль в сезон отпусков.
Путешествие поездом, конечно, отнимает больше времени — это путь длиной в 73 часа. Цены на железнодорожные билеты просто неприлично высоки: плацкартное место обойдется, как минимум, в 12 тысяч сомов, место в купе — в 20 тысяч. И это не считая прочих дорожных трат. Сложно представить себе здравомыслящего человека, способного «приобрести» сомнительное удовольствие трехсуточного пребывания в душном вагоне по цене авиабилета…
Остается еще один способ — автоперевозки. Две столицы отделяют друг от друга 3700 километров. Время в пути с учетом отдыха, стоянок и прохождения двух границ — порядка 3–3,5 суток. Самое большое преимущество такого выбора — экономичность: билет на автобус обойдется всего в четверть цены по сравнению с любым другим видом транспорта. Репортер «МК» решил проверить, насколько комфортен такой путь и стоит ли отдавать ему предпочтение.
♦ ♦ ♦
Приобретая проездной документ в кассе Западного автовокзала, вы оплатите 5000 сомов; билет для детей от двух до пяти лет стоит вдвое дешевле. При покупке необходимо предъявить паспорт. Но, покопавшись в Интернете, можно обнаружить еще один способ приобретения билета — через турагентство. Цена в данном случае составляет всего 3800 сомов (почему — для меня так и осталось загадкой), причем это никоим образом не влияет на «качество» места и комфортабельность проезда. Естественно, я выбрала именно этот способ покупки проездного документа и, назначив дату отъезда — 11 июля, — с нетерпением стала ждать путешествия.
Автобусы из Бишкека в Москву отходят каждую пятницу. Посадка была назначена на 20.00 в районе рынка «Кудайберген», но за час до выезда организаторы обзвонили пассажиров с предложением «подобрать» нас в разных точках города. С одной стороны, отпала необходимость ехать до «Кудайбергена» на такси (что радовало), с другой — такой способ сбора пассажиров значительно отсрочил время выезда и окончательно тронуться в путь мы смогли только ближе к полуночи.
Оказалось, что по назначенному маршруту должны были следовать два автобуса, но билетов продали мало, поэтому всех пассажиров уместили в одном. Те, кто забрались в него первыми, заняли самые удобные места, другим пришлось довольствоваться оставшимися. Впоследствии выяснилось, что билеты на одни и те же места были проданы дважды, а потому всем, кто рассчитывал на посадку в определенном месте салона, пришлось выяснять отношения между собой. Сам автобус произвел положительное впечатление — он был, конечно, не новым, но добротным; водители сыпали шуточками, активно размещали путешественников и багаж. А после начались разочарования…
Первое и самое большое недоумение вызвали сиденья. Механизмы, предназначенные для их раскладывания и фиксации, в большинстве своем были сломаны. Кому-то достались кресла, находившиеся почти в горизонтальном положении, а кому-то, наоборот, такие, спинки которых были зафиксированы под прямым углом, и с этим уже ничего нельзя было поделать. Мне выпал жребий ехать в кресле, которое находилось на расстоянии не более 15 сантиметров от впереди стоящего. Без труда засунуть ноги в эту щель, вероятно, смог бы какой-нибудь карлик, но даже ему не хватило бы сил держать их там больше трех суток. Услышав вполне резонное замечание — как же, мол, ехать в таких условиях?! — водитель помрачнел и безапелляционно заявил, что длинные ноги — это полностью моя вина, а потом шутливо предложил отрубить половину. Порадоваться столь «дельному» предложению не пришлось, ибо к этому моменту мы как раз прибыли на границу с Казахстаном.
♦ ♦ ♦
Таможню прошли довольно быстро. Проверка 53 пассажиров и багажа заняла не более полутора часов. Помните, при выходе из транспорта следует быть осторожнее: здесь пассажиров поджидают сомнительные личности, которые предлагают помощь в переносе багажа — фактически выхватывают его из рук. В темноте и неразберихе может показаться, что это добрые попутчики, и только позже выяснится, что сумки несут платные «грузчики». Если будете с ними достаточно грубым и силой вырвете свое добро из рук — считайте, что дешево отделались. А если вы не отличаетесь ни силой, ни врожденным хамством, вас начнут агрессивно «разводить» на оплату — 400–600 сомов за сумку. «Жертвами» наглецов чаще всего становятся женщины и пожилые люди.
Большая часть маршрута проходит по казахстанским степям. Однообразный пейзаж за окном надоедает быстро, поэтому запаситесь книгой или каким-нибудь гаджетом, который позволяет смотреть фильмы и слушать музыку. Именно на этом отрезке пути пассажиры начинают активно знакомиться и общаться. В нашем автобусе публика подобралась, на удивление, интеллигентная — приятные люди со средним достатком, отправившиеся в Москву именно с туристическими целями.
Решение об остановке для принятия пищи и отправления санитарно-гигиенических потребностей водители принимали совершенно произвольно, не предупреждая заранее ни о том, когда такая остановка будет, ни о том, сколько она продлится. Это, разумеется, причиняло большие неудобства. Цены на еду и воду/напитки в разных местах могут отличаться в 3–4 раза, и довольно сложно планировать расходы, не зная, когда намечается следующая стоянка…
Ближе к ночи пассажиры засопели, с трудом разместившись в неудобных креслах. Проснуться довелось всем одновременно, часа в четыре утра. Автобус сотрясали рывки и толчки, а бешеный гул мотора и отборная ругань водителя не вносили в происходящее никакой ясности. Постепенно выяснилось, что мы сбились с маршрута. Талант спортивного ориентирования в условиях бескрайней степи, видимо, не был присущ водителю нашего международного, прошу заметить, рейса. Устав кружить по асфальтовым лабиринтам, он принял решение ехать напрямую по бездорожью. Настроение его резко ухудшилось. На просьбы и жалобы пассажиров шофер реагировал отборным матерком. Лично меня он пообещал высадить «прямо здесь, а то задолбала». Потом выяснилось, что один из пассажиров когда-то жил в этой местности, — его объявили штурманом, и благодаря столь удачному стечению обстоятельств наш автобус наконец добрался до российской границы (с семичасовым опозданием). Из-за этой непредвиденной задержки мы попали аккурат на пересменку пограничников: пришлось ждать еще около семи часов, не имея возможности нормально сходить в туалет, купить воды и еды. Терпение пассажиров иссякало, претензии к сервису и профессионализму водителя звучали все настойчивее и воспринимались им довольно агрессивно. Меня шофер откровенно послал по известному адресу, попутно высказав мнение о моих умственных и личностных качествах…
Сама процедура прохождения границы заняла около трех часов. Позабавило то, как российские погранцы выясняли подлинность наших документов. Так, чтобы понять, насколько человек уверен в своих паспортных данных, они грозно спросили одного из пассажиров: «Какой у вас знак Зодиака?». «Таджик!» — без тени сомнения ответил тот.
На пару подарочных бутылок коньяка и фрукты, провозимые мною, внимания не обратили. А вот насвай у мужчин искали долго и тщательно — это уже контрабанда.
♦ ♦ ♦
Россия встретила нас удивительно холодным рассветом и проливным дождем. Не самым приятным открытием стал тот факт, что крыша нашего транспортного средства протекает. Причем не на шутку — в какой-то момент салон начало прямо-таки заливать. Судя по тому, что водитель совсем не был удивлен и никаких попыток решить проблему не предпринимал, утренний душ из щелей в потолке задумывался как часть сервиса. Поняв, что спасение утопающих — дело рук самих утопающих, путешественники принялись сооружать систему осушения автобуса. Обошлись подручными средствами: полиэтиленовые пакеты, тут и там прикрепленные к потолку скотчем, отлично выполнили функцию водосборников. В награду за смекалку и оптимизм водитель включил в салоне отопление — люди отогрелись и оживились.
Позавтракали мы в очень хорошем кемпинге. Наградой за холодное утро стала изумительная погода и красивейшие места: леса, земляничные и цветочные поляны, живописные деревушки. Пейзажи будто с картин русских художников… Немного испортило настроение то, что включенное утром отопление водитель по непонятной причине не желал отключать долгое время, несмотря на просьбы медленно «поджаривающихся» пассажиров. Солнце к тому времени разогрело воздух градусов до 25, и «многофункциональный» автобус несколько часов напоминал хорошую сауну.
Еще одна ночь пролетела незаметно, спать в дороге приходилось урывками, поэтому сон был крепким. Утро мы встретили уже в Московской области, а в два часа дня прибыли на Площадь трех вокзалов. Сердечно распрощались друг с другом и отправились каждый своей дорогой.
Уже приехав в гостиницу, я обнаружила, что забыла в автобусе пакет с одеждой. Попытки дозвониться по всем указанным в билете телефонам результата не дали. Выяснить, что это за организация такая — ОсОО «Трасса Такси», — где находится ее офис и начальство, тоже не удалось. С вещами мне пришлось распрощаться, порадовавшись тому, что не проворонила документы или технику. Стало очевидно: случись в пути какая-нибудь неприятность, ответственности за это не понесет никто, гарантий и страховок тоже не выдают. Так что решайте сами, стоит ли экономить на билете...
Сама услуга дальних автоперевозок — почин хороший. Дорога переносится довольно легко и становится частью путешествия. Проблема только одна, хотя значительная — сервис. Перевозчикам, гоняющимся за длинным рублем, следует прежде всего помнить о том, что транспорт надо содержать в состоянии, пригодном для комфортабельной поездки, а водителям — о том, что пассажиры не быдло, заслуживающее хамского отношения. И тогда человек, хотя бы раз отправившийся в дальний путь на автобусе, с удовольствием согласится проделать его вновь.