Первопричиной всех проблем мигрантов является их нелегальное положение: согласно данным, озвученным на заседании и.о. статс-секретаря МТММ Гульнур Мамыровой, порядка 70% кыргызстанцев выезжают на заработки нелегально. Отсюда и проистекают все остальные проблемы — обман со стороны работодателей по части условий труда и размеров зарплаты, отсутствие медицинского обслуживания, социальной защиты, попадание в «черный список» и так далее.
В связи с большим количеством «нелегалов» председатель координационного комитета платформы «Центральная Азия в движении» Акылбек Ташбулатов попросил присутствующих обратить внимание на один факт: официально заявляется, что Россия ежегодно принимает 12–13 миллионов трудовых мигрантов, тем не менее квота РФ на привлечение иностранной рабочей силы из года в год остается в пределах миллиона с небольшим человек. Если она и растет, то незначительно. В этом году, к примеру, квота составила 1,6 млн человек. Эта ситуация, в числе прочих, и вынуждает множество трудовых мигрантов уходить «в тень».
♦ ♦ ♦
Остро стоит и другой вопрос — социального страхования гастарбайтеров. Трудовые мигранты, работающие за границей, выплачивают страховые взносы в стране пребывания, соответственно, их взносы остаются в пенсионных фондах других государств. Но при этом значительное число кыргызстанцев, находящихся в той же России на правах временно пребывающих, намерено вернуться в будущем домой. Однако пока они трудятся на чужбине, их трудовой стаж на родине прерывается, что сказывается на размере будущей пенсии. По словам Бурул Суйуналиевой, начальника управления по развитию социальных услуг ЛОВЗ и ПГ при Минсоцразвития, сегодня мигранты, не делавшие никаких страховых отчислений, вернувшись в Кыргызстан, получают при достижении пенсионного возраста всего по 1000 сомов. Им этого, конечно, не хватает, а на госбюджет все равно ложится дополнительная нагрузка.
— С распадом Союза как такового пенсионного обеспечения нет, — заявила Кенджабаева. — Есть пенсионное страхование, как, к примеру, и медицинское. То есть Соцфонд является в данном случае страховщиком: состоишь на учете, платил взносы-налоги, соответственно, в будущем получаешь эти выплаты. В этой связи в прошлом году была проведена большая работа, в апреле правительство приняло постановление «О Программе социального и пенсионного обеспечения трудовых мигрантов — граждан КР, работающих на территории РФ». Нас много ругали за эту программу, но суть ее в том и заключается: платил взносы — получай пенсию.
Кыргызские диаспоральные организации Москвы действительно выступали с обращением к депутатам ЖК, выразив недовольство вышеупомянутым постановлением. По их мнению, оно узаконивает коррупционные схемы отъема денежных средств и создает каналы аккумулирования денег в финансовых пирамидах. «Утвержденная программа вынуждает наших граждан, выезжающих для трудоустройства в Россию, выплачивать по 9 тысяч сомов обязательных пенсионных взносов частным пенсионным компаниям, — говорилось в обращении. — Мы не уверены, что через пять-десять лет эти частные компании, за которыми стоят определенные политики, не обанкротятся или не сбегут со средствами наших граждан за границу, как это было неоднократно. Правительство не продумало судьбу этих фондов, где будут собираться колоссальные средства, зарабатываемые кровью и потом наших соотечественников. Вместо того, чтобы отстаивать интересы наших граждан, оно пошло на поводу у лиц, имеющих корыстные интересы, понуждает обездоленных мигрантов участвовать в создаваемом финансовом «лохотроне».
Кстати, Райхан Солтонаевна не смогла прокомментировать вопрос эксперта Игоря Шестакова о том, являются ли частные пенсионные фонды действительно теми организациями, которые в будущем смогут выплачивать пенсии гражданам, или же это просто финансовые пирамиды.
— Сегодня в республике есть один негосударственный пенсионный фонд, — сказала Кенджабаева. — Насколько я знаю, там состоят 2,5 тысячи человек, но ответственности за него Соцфонд, конечно, не несет, и никаких гарантий мы давать не можем.
— По дипломатическим каналам мы направили этот проект россиянам, они его изучили и, к сожалению, не согласились, — заявила Кенджабаева. — Мы получили встречное предложение: не «экспортировать» страховые взносы, а переводить пенсии по месту постоянного проживания по принципу пропорциональности. Это значит, что государство исчисляет и выплачивает пенсию соответственно стажу, приобретенному на его территории. Мы проработали основные статьи составленного россиянами договора и подсчитали, что для Соцфонда он просто неподъемный: по предварительным данным, ежегодные расходы на пенсионное обеспечение кыргызстанцев, выехавших в РФ с 1991 по 2013 год, составят 2,3 млрд, притом что бюджет Соцфонда на текущий год сформирован с предельным дефицитом в размере 14,6 млн сомов… В общем, это долгий процесс, работа по проекту договора продолжается, и я думаю, в конце концов к какому-то консенсусу в решении этой проблемы мы придем.
Между тем, согласно проводимым социологическим опросам, большинство мигрантов предпочитают вкладывать средства в недвижимость или бизнес, какая-то часть — в государственный пенсионный фонд, а кто-то доверяет свои сбережения коммерческим банкам. Многие, в принципе, и не против делать отчисления «на старость», но при этом не в курсе, каким образом данная система вообще работает. То есть опять встает проблема слабой информированности граждан. На этом же акцентировала внимание и представительница Ассоциации кыргызских диаспор России и Казахстана «Замандаш».
— Не у каждого гражданина в отдаленных регионах, откуда, в основном, и выезжают трудовые мигранты, есть компьютер, не каждый владеет навыками поиска информации в Интернете, — заявила она. — Соответственно, нужно разработать четкие механизмы информирования мигрантов именно в южных регионах республики. Да, в Оше открыт Центр по изучению и тестированию русского языка, где изучают и российское законодательство, — это прекрасно, но не хватает информации по «черным спискам», выплате компенсаций за транспортировку «груза 200» и по многим другим вопросам.
Что касается «черных списков», то согласно миграционному законодательству России, включенные в него лица не могут въезжать на территорию РФ в течение 3–5 лет — сроки зависят от тяжести нарушения закона. На сегодняшний день в «черном списке» числятся примерно 60 тысяч кыргызстанцев, большинство из которых — жители южных регионов. А выведены из него, благодаря тесному сотрудничеству миграционных ведомств КР и РФ, около двух тысяч наших соотечественников, совершивших мелкие административные нарушения.