Всего в Кыргызстане насчитывается около 8 тысяч работниц коммерческого секса. Цифра эта, конечно, не постоянная: проститутки все время «мигрируют» в соседний Казахстан и обратно. Бишкекские жрицы любви вообще стремятся работать в Алматы, где расценки на сексуальные услуги в разы выше, чем здесь. В столице Кыргызстана на этой ниве трудятся главным образом девушки из регионов, а в Оше нередко промышляют проститутки из Узбекистана, которые не рискуют «светиться» на родине (там и религиозные устои пожестче, и родные/знакомые рядом).
Отечественные правоохранители время от времени сообщают о выявлении притонов с проститутками, но меньше их все равно не становится: спрос, как известно, рождает предложение. Одной из главных новостей минувшей недели стала новость о том, что в развлекательном центре Prado («Восток–5») сотрудники ГУУР обнаружили сауну, где клиентам предлагались интимные услуги. Очень быстро вскрылась информация, что центр принадлежит депутату ЖК, социал-демократу Турсунтаю Салимову, но тот поспешил заявить: дескать, сдал помещение в аренду, как только получил депутатский мандат. Пресс-служба столичного ГУВД распространила сообщение, что ответственность за происходящее несет арендатор.
Администратор сауны была задержана, возбуждено уголовное дело по статье «Организация или содержание притонов для занятий проституцией». Кстати, на «рабочем месте» милиционеры обнаружили семь путан, одна из которых разоткровенничалась относительно своего заработка.
«Ночная бабочка» также сообщила, что ее часто «снимают» депутаты, которые «очень милые, дополнительно дают «на чай» помимо основной платы».
♦ ♦ ♦
Все проститутки делятся на классы — в зависимости от места «работы», возраста и оказываемых сексуальных услуг. Классификация работниц коммерческого секса существовала еще в стародавние времена, например, в Древней Греции выделялись три категории жриц любви — диктериады, авлетриды и гетеры. Первые работали в публичных домах за установленную таксу. Вторые, говоря современным языком, были проститутками на выезде; помимо исполнения своих непосредственных обязанностей, они должны были уметь развлечь клиента пением, танцами и игрой на музыкальных инструментах. Наиболее привилегированной категорией считались гетеры (куртизанки): они сами выбирали клиентов, имели хорошее образование и могли на равных общаться с выдающимися современниками (скажем, гетера Таис Афинская прославилась как близкая подруга Александра Македонского).
«Трехуровневая» классификация проституток актуальна и по сей день. Низшая (и наиболее распространенная) категория — уличные путаны. Девицы самого непотребного вида промышляют в Бишкеке в районе Ошского рынка: на улице Бейшеналиевой расположены десятки бань, где «тачечники» и мелкие торговцы заказывают девушек «на раз». Стоит такое сомнительное удовольствие порядка 200–300 сомов. Работают эти проститутки, как правило, без сутенеров, но регулярно «платят дань» местным стражам порядка.
«Ночных бабочек» из той же категории еще недавно можно было увидеть на пересечении столичных улиц Абдырахманова (бывшая Советская) и Токтогула. Сегодня они ожидают клиентов в машинах на улице Ибраимова (бывшая Правды). На одной «точке» одновременно могут находиться от 5 до 20 девиц, которых «пасут» матерые сутенерши, отбирающие у них практически всю выручку. Единственная гарантия безопасности, которую могут обеспечить «мамки» своим девочкам, — записать номер машины клиента. Цены варьируются от 500 сомов за час до 3000 — за ночь.
Вторую категорию кыргызстанских проституток представляют девушки, работающие в притонах, которые действуют «под прикрытием» массажных салонов. Работой этих жриц любви обеспечивают «менеджеры»: они подбирают клиентов, отвечают за безопасность и при необходимости предлагают место для оказания интим-услуг. В эту же группу входят и гостиничные путаны, которые платят администраторам за информацию о том, кто в каком номере поселился. Вечером в номере «перспективного» клиента раздается звонок и ему предлагают «отдых для настоящих мужчин».
Есть еще «индивидуалки»: девушки, работающие на свой страх и риск. Обычно это несколько студенток или девиц, приехавших из провинции в поисках красивой жизни. Они вместе снимают квартиру, где и принимают клиентов. Как правило, эти жрицы любви «отмечаются» местному участковому. Расценки на услуги данной категории проституток составляют от 1500 сомов за час до 5000 за ночь.
На верхней ступени иерархии стоят «девочки по вызову» — VIP-проститутки. Они обслуживают в основном крупных бизнесменов, депутатов, криминальных авторитетов и госчиновников. Такие путаны договариваются о встрече с клиентом самостоятельно или через посредника. Часто это очень привлекательные, ухоженные и образованные девушки, которые могут не только оказать интимные услуги, но и составить компанию для «выхода в свет» (так называемый эскорт-сервис). Для них занятие проституцией — не способ выживания, а лишь возможность получать высокую «зарплату» без специальной квалификации.
Еженедельный оборот средств в сфере коммерческого секса достигает нескольких десятков миллионов сомов. Около 40% получает сама путана, а остальное делят сутенеры и «крыша» — милиционеры или бандиты.
♦ ♦ ♦
Для кого-то проституция — профессия, а для кого-то — образ жизни и образ мыслей. Каждый знает, что это такое, и каждый имеет свое мнение по поводу данного социального явления. У мужчин проституция вызывает огромный интерес, поэтому она, собственно, и существует. По утверждению Зигмунда Фрейда, мужчинам нравятся женщины, «в которых есть что-то от проститутки».
Безусловно, одним из главных факторов, толкающих женщин «на панель», является бедность. По крайне мере, социология объясняет проституцию именно так. Тому, что индустрия коммерческого секса больше развита в городах, чем в сельской местности, тоже есть объяснение: в крупных конгломератах происходит коммерциализация всех сфер жизни. Здесь, как говорится, homo homini lupus est (человек человеку волк). Кроме того, в городе больше соблазнов, поэтому проституцией начинают заниматься и те, кто стремится к богатой жизни, не имея возможности добиться этого другими способами.
Наука антропология объясняет занятие проституцией генетической склонностью, утверждая, что среди проституток большой процент людей с признаками дегенерации. Таким людям нужен лишь повод, чтобы выйти «на панель».
Сама по себе проституция в Кыргызстане не является ни уголовно, ни административно наказуемым деянием. Ответственность полагается нести за вовлечение в занятие проституцией и за содержание притона для оказания секс-услуг. Возможно, потому в нашей стране не раз поднимался вопрос о легализации данного вида «работ».
Несколько лет назад лоббировать этот вопрос в парламенте намеревался Женский дискуссионный клуб, а депутат Галина Куликова, представлявшая бакиевскую партию «Ак Жол», заявила, что проституция действительно нуждается в легализации. Галина Александровна ратовала за появление публичных домов и профсоюза работников коммерческого секса, а также за систематические проверки их здоровья. Сторонники легализации секс-индустрии и правозащитники утверждают, что путаны абсолютно бесправны: их обирают сутенеры, милиционеры и бандиты, над ними издеваются клиенты. А если, мол, закрепить проституцию в законодательстве, девушки станут приобретать патенты и в казну начнут поступать дополнительные средства; сами секс-работницы будут проходить регулярное медобследование, обзаведутся трудовыми книжками и получат право на пенсию.
Рациональное зерно в предложении гражданских активистов, может быть, и есть. Но насколько вообще реальна такая затея в наших условиях, когда менталитет «не позволяет», а законодательство «не работает»?