МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Киргизия

Вызывающее поведение

Александр КНЯЗЕВ: «Власти КР повторяют ошибки прежних руководителей»

Транзит грузов НАТО будет осуществляться через Кыргызстан. Проект протокола о внесении изменений в соглашение между правительством республики и североатлантическим блоком на прошлой неделе одобрил комитет ЖК по транспорту, коммуникациям, архитектуре и строительству. Согласно новому договору, по территории КР будет проходить транзит наземных (железнодорожных и автомобильных) грузов Международных сил содействия безопасности (МССБ) в Афганистане. Свое мнение относительно того, зачем это нужно нашей стране и как данная ситуация отразится на отношениях с соседними государствами, для «МК» озвучил востоковед Александр КНЯЗЕВ.

Александр Князев

Само решение о транзите нельзя назвать неожиданным. Соответствующий документ — вышеупомянутое соглашение — был подписан еще в мае 2012 года в Чикаго. Один из пунктов договора гласит, что доставкой грузов невоенного назначения в Афганистан и обратно на коммерческой основе займутся исключительно кыргызстанские грузоперевозчики. Кроме того, транзитные грузы не будут облагаться таможенными пошлинами и налогами.

— Является ли случайностью то, что вопрос о транзите натовских грузов через территорию Кыргызстана был положительно решен как раз тогда, когда Дмитрий Медведев подписал распоряжение о прекращении их транзита через территорию России?

— Решение российских властей было принято «в связи с прекращением действия положений резолюции Совета безопасности ООН №1386». Этот документ предусматривал формирование МССБ в Афганистане для поддержки временного правительства страны после свержения режима талибов. Седьмая статья резолюции призывала все страны активно помогать МССБ, в том числе посредством транзита необходимых грузов. Действие резолюции началось в сентябре 2001 года и ежегодно продлевалось, вплоть до прошлого года, когда было объявлено о прекращении миссии МССБ. Поэтому когда в Кыргызстане заговорили о транзите грузов североатлантического альянса, лично у меня родились два вопроса: каков смысл этого транзита и насколько действия руководства республики соответствуют международному праву? До сих пор не ясно, что за грузы будут перевозиться и кто будет их получателем.

— Как, по-вашему, это может отразиться на отношениях страны в рамках ЕАЭС, в который мы совсем недавно вступили?

— У меня возникает ощущение дежавю. Нечто подобное происходило в конце 2009 и начале 2010 года. Тогда президент Курманбек Бакиев на пресс-конференции в Москве после переговоров с главой РФ Дмитрием Медведевым заявил о выводе авиабазы коалиционных сил из аэропорта Манас. В качестве «ответа» российская сторона предоставила Кыргызстану большие гранты и кредиты на льготных условиях. Но, как всем известно, через несколько месяцев после этого формальный статус авиабазы был изменен — ее переименовали в центр транзитных перевозок. Вскоре Курманбек Салиевич вынужден был бежать из страны, а судьба российских кредитов так и осталась до конца не выясненной: большая их часть была разворована... И вот история повторяется: Кыргызстан, по настоянию России, принимают в Евразийский экономический союз исходя из политических интересов РФ; республика получает ряд преференций — экономических, финансовых, инвестиционных и т.д., — а в ответ делает, мягко говоря, вызывающий шаг (если учитывать нынешние, далеко не теплые отношения между РФ и США).

— При этом, раз уж мы вспомнили о Бакиеве, остается открытым вопрос о судьбе нынешнего кыргызского руководства...

— Меня больше интересует, каковы цели транзита натовских грузов. Понятно, что в Кыргызстан они будут доставляться авиатранспортом, наиболее вероятно — через Баку. А куда и кому пойдут дальше? Скорее всего, в Таджикистан и оттуда двумя путями — в Афганистан: либо через Горный Бадахшан РТ в афганскую провинцию Бадахшан, либо через Душанбе и Нижний Пяндж в провинцию Кундуз. В Кундузе сейчас идут боевые действия, порядка 70% территории находятся под контролем боевиков. Но воюют с ними силы национальной безопасности Афганистана — армия и МВД. Там нет контингента войск западных стран, поэтому непонятно, для кого предназначены поставки. В Бадахшане боевики контролируют около 80% территории и тоже нет никаких военных формирований Запада. Лишь в Файзабаде, столице провинции Бадахшан, работают три мощные резидентуры спецслужб: американского ЦРУ, британской МИ–6 и разведки ФРГ. В связи с этим рождается другой вопрос: каково содержание транзитных грузов?

Здесь надо вспомнить нашумевшую историю о доставке в аэропорт Манас многотонной диппочты на адрес американского посольства. Известно, что готовятся еще несколько подобных рейсов. У журналистов и общественности было много вопросов относительно содержания этих «посылок», поговаривали о «деньгах на революцию» и даже об оружии массового уничтожения. А посольство США упорно отказывается от любых комментариев…

— Ну, такое право ему дают международные документы: дипломаты не обязаны отчитываться о получаемых грузах.

— Формально — да, но с точки зрения публичной политики, если бы там не было ничего «криминального», они могли бы прямо заявить об этом. Их рассказы о стройматериалах неубедительны. Достоверно известно, что накануне Евромайдана в Киев диппочтой ввозились большие суммы денег, которые предназначались для выплаты митингующим... А доставка в аэропорт Манас натовских грузов может обернуться головной болью для всех стран-участниц ЕАЭС, ведь границы с Кыргызстаном теперь станут «прозрачнее».

— Кстати, о границах. Наша таможня, насколько мне известно, еще не готова играть по новым правилам?

— Вот именно, и причин тому немало. До сих пор нет необходимого количества лабораторий для сертификации местной сельхозпродукции в соответствии с требованиями государств ЕАЭС. Не достигнуто однозначное решение по просьбе кыргызской стороны о разрешении на ввоз китайских товаров по сниженным тарифам — для реализации инфраструктурных проектов на своей территории. Дело в том, что власти республики не могут представить ни одного такого проекта, поэтому есть подозрение, что товары из КНР контрабандными путями пойдут в страны ЕАЭС. Тем не менее руководство Кыргызстана надеется, что в июне таможенные границы уже будут открыты. Хотя, по имеющейся у меня информации, вопрос решится только к концу года, но это и хорошо — будет время разобраться с натовским транзитом.

Есть и другие болезненные моменты, связанные не столько с экономикой, сколько со свободным передвижением. Например, кыргызская сторона официально сообщила, что в «черном списке» ФМС РФ находятся 77 тысяч граждан КР. Как быть с ними? А по данным МВД вашей страны, в мире, так сказать, по рукам ходит 40 тысяч кыргызстанских паспортов. Уже доказано существование каналов переброски боевиков из стран СНГ в государства Ближнего Востока по паспортам подданных Кыргызстана. Кроме того, известно, что некоторые граждане центральноазиатских стран под видом трудовых мигрантов приезжают в Россию, там вербовщики обеспечивают их новыми документами, по которым будущие наемники ИГИЛ улетают в Турцию, а дальше — в Сирию и Ирак… Естественно, эти проблемы заставляют задуматься о целесообразности полноценного включения Кыргызстана в ЕАЭС. И хотя документ о вступлении уже подписан, понятно, что это скорее политическое решение, так как вопросы практического функционирования КР в рамках союза и вопросы безопасности до сих пор не решены.

— Иными словами, решение о транзите грузов НАТО через Кыргызстан кажется большой провокацией?

— Думаю, надо следить за развитием ситуации. Но руководители стран ЕАЭС уже сейчас должны задуматься о судьбе Кыргызстана в этом альянсе.

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах