Очевидно, что инвестиции являются неотъемлемой частью современной экономики. В отличие от кредитов под гарантии правительства, инвестиции не ложатся тяжким бременем на государство и способны существенно повлиять на показатели ее развития. В то же время, инвесторы несут определенные риски и обязанности по минимизации расходов на реализацию проектов и программ. Чему также способствуют его обязанности по исполнению иных обязательств, оговоренных в соглашении с государством.
В Кыргызской Республике с момента обретения независимости количество реализованных инвестиционных проектов можно пересчитать по пальцам рук. Причиной тому является как несовершенство местного законодательства, так и нежелание уполномоченных органов действовать строго в рамках закона, исходя только из государственных интересов. Кроме того, зачастую имеет место пресловутый «человеческий фактор» в лице должностных лиц, преследующих свои корыстные интересы.
Наиболее наглядный пример - разработка золоторудного месторождения Кумтор. Республику неоднократно сотрясали громкие скандалы, связанные с разоблачениями коррупционных деяний чиновников, в числе которых «засветились» руководители высшего звена, наделенные правом принятия решений по вопросам реализации данного проекта. В настоящее время имеются предпосылки к тому, что в ближайшее время внимание общественности сфокусируется на громком скандале, который назревает вокруг золоторудного месторождения Джеруй.
Победитель конкурса на право освоения данного золоторудного месторождения был объявлен более двух лет назад, еще весной 2015 года. Согласно условиям подписанного тогда соглашения, российская компания «Восток-геологодобыча» обязалась инвестировать в данный проект 287,3 миллиона долларов США. Лицензия на разработку «желтого металла» была выдана в сентябре того же года дочерней компании - ОсОО «Альянс Алтын», которую победитель конкурса зарегистрировал на территории Кыргызской Республики.
Право на разработку недр было оценено государством в 100 млн долларов США. При этом, на инвестора также были возложены финансовые обязательства, направленные на социально-экономическое развитие местных сообществ, территорий и инфраструктуры. На эти цели разработчик месторождения обязан выделить в течение пяти лет 600 млн сомов.
Согласно инвестиционному соглашению, ОсОО «Альянс Алтын» должно было получить весь пакет разрешительных документов не позднее одного года со дня выдачи лицензии на разработку недр. Согласно подписанному сторонами плана работ, проект по разведке рудника должен был быть предоставлен на согласование в Госкомитет промышленности, энергетики и недропользования не позднее февраля 2016 года, а технический проект по разработке месторождения - до конца августа того же года.
На деле же технический проект не принят даже спустя 9 месяцев со дня истечения установленных сроков. Поскольку Государственный комитет промышленности, энергетики и недропользования посчитал неприемлемыми подготовленные инвестором условия освоения месторождения. Как следствие, задержка с утверждением документа обернулась срывом процесса ввода в промышленную эксплуатацию золотоизвлекательной фабрики и хвостохранилища, запуск которых на проектную мощность намечался на конец текущего года.
В какой-то момент, осознав реальность срыва столь масштабного бюджетообразующего проекта, грозящего стране негативными последствиями как финансового, так и репутационного характера, руководство Госкомитета инициировало подписание второго лицензионного соглашения, в котором сроки подготовки и согласования технического проекта были продлены до августа этого года.
Сложившаяся ситуация находится не в интересах российского инвестора. Отсутствие у кыргызской стороны внятной инвестиционной политики и устоявшихся «правил игры» стали причиной серьезных убытков разработчика Джеруя. Без согласования технического проекта невозможно строительство золотоизвлекательной фабрики, без чего невозможно производство золота. При этом ежегодные социальные обязательства ОсОО «Альянс Алтын» превышают 100 миллионов сомов. С учетом стоимости лицензии, обошедшейся в 100 млн долларов США очевидно, насколько снизилась инвестиционная привлекательность проекта в глазах текущего разработчика.
По всей видимости именно неспособность Кыргызстана в вопросах урегулирования и решения текущих вопросов, стала причиной ведущихся в настоящее время переговоров руководства Альянс-Алтын с China Gold International Resources Corp Ltd на предмет продажи последней всех прав на разработки золоторудного месторождения «Джеруй».
Как нам стало известно из собственных источников, начало диалогу с крупнейшей китайской компанией, специализирующейся на разработке золоторудных месторождений, положили племянники Мусы Бажаева, возглавляющим Совет директоров российской государственной корпорации «Русская платина». Напомним, ОсОО «Альянс Алтын» является дочерней компанией ОАО «Восток-геолдобыча», которое в свою очередь входит в Госкорпорацию «Русская платина».
Проект разработки Джеруй находится в фокусе пристального внимания общества. Поскольку данное, второе по значимости, золоторудное месторождение Кыргызстана должно стать одним из локомотивов, способных вытянуть экономику республики из кризисного состояния. При этом очевидно, что очередная смена разработчика недр Джеруя, связанная с уходом российского инвестора, не только отодвинет на неопределенное время сроки реализации столь масштабного бюджетообразующего проекта, но грозит стране крайне негативными репутационными рисками.