В Бишкеке представили руководство по управлению конфликтами в горнодобывающей отрасли республики, которое поможет найти общий язык инвесторам, государственным и местным органам власти, международным агентствам по предотвращению и управлению конфликтами и жителям регионов, в которых производится разработка ресурсов горнодобывающими компаниями. Документ доступен на русском, кыргызском, английском и китайском языках.
Вопрос взаимоотношений между инвесторами горнодобывающей отрасли республики и местным населением является камнем преткновения уже много лет. Пик противостояния пришелся на 2010 – 2012 годы. В год фиксировалось тогда до 300 случаев столкновения разработчиков с местными сообществами: люди захватывали месторождения, выгоняли и избивали сотрудников геологоразведочных городков, повреждали дорогостоящее оборудование, перекрывали дороги… Институты власти на региональном и республиканском уровне же заняли скорее наблюдательную позицию, чем позицию верховенства закона, что негативно сказалось на инвестиционной привлекательности горнодобывающей отрасли. Чтобы изменить ситуацию к лучшему и понять причины происходящего, в 2012 году Фонд Евразии Центральной Азии (ФЕЦА) и юридическая фирма «Kalikova&Associates» инициировал исследование всех конфликтных ситуаций по заказу Государственного комитета энергетики, промышленности и недропользования КР и при поддержке фонда «Peace Nexus», работающего в сфере миростроительства. Эксперты опросили жителей наиболее конфликтных к инвесторам Таласа, Джумгала, Чаткала, Ала-Буки, Чон-Алая и Кадамжая, и вывели свод рекомендаций – как для чиновников из местных органов власти, так и для инвесторов, куда включили описание перспектив государственных реформ в сфере недропользования и обязательств, которые должны выполнить недропользователи, желающие вести разработки в Кыргызстане. Через несколько лет исследование было завершено, переведено на 3 языка и презентовано представителям горнодобывающих компаний в КР, гражданскому обществу, сотрудникам структур, регулирующих вопросы недропользования и СМИ.
- Когда мы начинали эту работу, ситуация в отрасли была напряженной: геологоразведочные и горнодобывающие компании не могли вести работу из-за противостояния с местными сообществами. Наши специалисты вместе с экспертами ездили по регионам, беседовали с населением, рассказывали им о том, в чем заключается работа горнодобывающих предприятий, какие перспективы несет разработка месторождений для них и для Кыргызстана в целом в виде новых рабочих мест и притока средств в экономику республики. С компаниями, желавшими начать разработки, мы беседовали о том, что они должны быть открытыми для населения, делились с ними планами работы. А на высшем уровне начали реформы нормативно-правовой базы, чтобы средства, которые получали в госбюджете от компаний, перенаправлялись в регионы. Мы старались, чтобы появились фонды развития регионов, и платежи, которые бы отчислялись на благо местных жителей, - вспоминает Уланбек Рыскулов, председатель Государственного комитета промышленности, энергетики и недропользования КР. - Все это дало свой результат, и сейчас можно сказать, что ситуация на месторождениях во многом выправилась. Мы запустили новые объекты, работает Бозымчак, активизировалась добыча на месторождении Джеруй… Но пока есть и ряд объектов, где мы пока не построили конструктивный диалог – в основном, это места, где проводятся геологоразведочные работы. Мы продолжаем вести переговоры, и на уже полученном опыте решили создать руководство по управлению конфликтами для инвесторов. Благодаря этой базе компаниям, приходящим в отрасль, будет проще найти общий язык с местными сообществами и с органами власти, при этом соблюдая законодательство КР. Так же в приложении к руководству мы разместили все законодательные акты, которые могут пригодиться недропользователям, положения которых они должны соблюдать. Мы надеемся, что руководство будет полезным, и сможет двигать вперед локомотив экономики нашей страны – горнодобывающую отрасль.
Что же беспокоит жителей регионов Кыргызстана в отношении разведки и разработок новых месторождений? По данным ФЕЦА, 80% кыргызстанцев в регионах с большим конфликтным потенциалом были обеспокоены тем, что у них было мало информации о том, как деятельность компаний отразится на экологии, изложенной доступным языком. В список поводов для недовольства попали так же близкое расположение разработок к населенным пунктам, отсутствие площадок для диалога между властями, местными сообществами и инвесторами. А так же то, что бизнесмены не учитывали культурные традиции кыргызстанцев ( в отношении праздников и «бата» - благословения на начало работы от уважаемых пожилых людей) и не всегда в качестве помощи по развитию региона предоставляли то, что нужно было населению на самом деле. На основании результатов в ГКПЭН и в «Peace Nexus» запланировали перевести руководство в видео-формат, добавив в него больше информации о возможностях инвесторов в КР, случаях разрешения конфликтов с местными сообществами, законодательстве КР. А для местных сообществ – создать обучающие материалы на кыргызском языке и провести тренинги ка для населения, так и для сотрудников органов местного самоуправления, чтобы исключить почву для возникновения конфликтов. Неизбежные же противоречия предполагают разрешение на специально созданной диалоговой площадке для всех сторон: властей республиканского уровня, инвесторов, госорганов регионального уровня и населения.