МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Киргизия

Диана Ашимова: «Каждая картина — это шанс донести свою уникальную историю до зрителей»

12 апреля в рамках Международного Форума «Умут» в Бишкеке состоится презентация кинокомпании «A Team», работа которой направлена на поддержку и развитие кинематографистов из Центральной Азии.

Продюсер и основатель проекта, Диана Ашимова, расскажет о возможностях, которые открывает компания, а также о текущих инициативах и планах по расширению профессионального сообщества в регионе. В интервью МК-Азия Диана поделилась своим взглядом на изменения в киноиндустрии, вызовы, с которыми сталкиваются начинающие режиссёры, а также дала ценные советы, которые помогут молодым авторам добиться успеха на международных фестивалях.

- Расскажите о ключевых моментах презентации, с которой вы выступите на Форуме «Умут».

В целом, я расскажу о кинокомпании «A Team», о нашей деятельности, о продюсировании, а также о тех проектах, которые мы уже реализовали в Центральной Азии. Я объясню, как устроена работа компании, как мы ищем финансирование на кинопроекты, создаем копродукции и занимаемся продвижением, включая фестивальное продвижение и продажи в качестве сейлс-агентов. Также я расскажу о наших инициативах в сотрудничестве с зарубежными киноплощадками, например, с DocMonde, и об организации различных форумов, которые мы проводим по Центральной Азии.

Вкратце, презентация будет посвящена этим вопросам. Но главное — это предоставить молодым кинематографистам альтернативные способы поиска финансирования для своих проектов, помимо частных инвестиций и государственного бюджета.

- Как изменилась роль продюсера в современном мире кино, насколько она трансформировалась за последние годы?

Ранее в Центральной Азии продюсеры часто занимались только организацией съемок и распределением бюджетных средств. По сути, их работа была связана с управлением финансами на этапе производства и постпродакшн, что больше походило на работу директора картины.

Сегодня роль продюсера значительно расширилась. Это уже тот человек, кто ищет финансирование, формирует команду и продвигает проект на всех этапах — от идеи до зрителя. Современные продюсеры работают не только на уровне производства, но и на стадии девелопмента, и конечно же проката, фестивальной дистрибуции, в периоде коммерциализации проекта.

В Казахстане и других странах региона появляются новые схемы финансирования через открытые питчинги, такие как проходят, к примеру, у нас при государственном центре поддержки национального кино. Это даёт продюсерам возможность искать средства для своих проектов через официальные каналы. Особенно радует, что молодые продюсеры уже активно работают с международными площадками. Они знают, как подавать проекты на копродукционные маркеты, в скрипт-лаборатории и международные кинофонды.

Это новое поколение продюсеров начинает работать по международным стандартам, что действительно радует. Важным шагом является то, что в киношколах, таких как, например, Turan Film Academy, уже обучают молодых продюсеров, как работать с международным рынком, заниматься фестивальной дистрибуцией и продвижением проектов за рубежом.

- Как вы оцениваете текущее состояние независимого кино в Центральноазиатском регионе? Какие тенденции сейчас наиболее заметны?

Я считаю, что независимое кино в Центральной Азии сейчас на подъёме. Если проследить программы крупных кинофестивалей, то почти на каждом из них можно увидеть картины из нашего региона. Это касается и Кыргызстана — например, работы Актана Арым Кубата и его сына Мирлана Абдыкалыкова, Дастана Жапар уулу, и Узбекистана - Шокир Холиков получил приз на Шанхайском кинофестивале. Конечно, Казахстан также активно представлен на крупных международных фестивалях. Данияр Саламат, например, получил приз за режиссуру в Шанхае, Шарипа Уразбаева, Дархан Тулегоенов, Адильхан Ержанов продолжают удивлять зрителей.

Кроме того, в последние годы наблюдается подъем в документальном кино, особенно ярко развивается креативная документалистика. Казахстанские режиссёры активно участвуют в крупных фестивалях, например, недавно фильм Жананы Курмашевой был представлен на Международном фестивале документальных фильмов CPH:DOX.

Мне кажется, что Центральная Азия уже начинает формировать своё кино-лицо, и это действительно радует. Молодёжь в нашем регионе очень активна и талантлива, и я уверена, что мы находимся на пороге быстрого роста и развития.

- Как изменились предпочтения зрителей и индустрии за последние годы?

Если говорить о Казахстане, то зрители стали гораздо больше интересоваться отечественными фильмами. Уже более 50% проката занимают казахстанские картины, что говорит о том, что зритель активно поддерживает национальное кино. Это, конечно, радует.

Что касается жанров, то по-прежнему популярны комедии, но уже начинаются изменения. Хорроры, например, стали популярными, и это хороший знак, что мы начинаем экспериментировать с различными жанрами.

Однако, к сожалению, авторские артхаусные фильмы всё ещё не собирают много зрителей в прокате. Зритель, как правило, хочет отдохнуть, посмотреть развлекательное кино, а не задумываться над остро-социальными проблемами. Хотя стоит отметить, что были и успешные примеры. Например, фильм Баян Максаткызы - "Бакыт" ("Счастье") о домашнем насилии, которая не только была успешна в прокате, но и повлияла на ужесточение законодательства по данному вопросу в Казахстане.

В целом, я думаю, что зрительский вкус к отечественному кино продолжает развиваться. И, хотя я не могу точно говорить о ситуации в других странах Центральной Азии, но думаю, что аналогичные изменения происходят и там. В Казахстане же мы точно видим разнообразие жанров и эксперименты в кино.

- Какие темы и идеи сегодня особенно волнуют молодых кинематографистов?

Молодых кинематографистов волнует всё, что связано с их внутренними переживаниями и тем, что они хотят донести до зрителя. Первые фильмы — это всегда эксперимент, и это здорово, потому что в коротком метре, например, можно говорить о чём угодно, не привязываясь к каким-то конкретным канонам. Хотя, конечно, часто поднимаются социальные проблемы.

Есть одна важная проблема, которая касается взаимоотношений продюсера и режиссёра. Это не столько вопрос личных отношений, сколько того, что иногда молодые авторы делают выбор темы не из-за того, что это их действительно тригеррит, а потому, что хотят попасть на международный фестиваль. Конечно, фестивали для молодых — это важная стартовая площадка, они помогают создать портфолио и привлечь внимание, но иногда такая постановка целей может привести к тому, что в фильм закладывается не то, что режиссёр действительно хочет сказать зрителю, а то, что будет достаточно конъюнктурным и отвечать трендам, заложенным теми же фестивалями.

Я слышала, как молодые люди говорят, что они пишут сценарий под какой-то фестиваль, то есть, «чтобы попасть на тот или иной фестиваль», и это неправильно. Задача не в том, чтобы создать фильм, который сработает на какой-то конкретный фестиваль, а в том, чтобы рассказать свою историю, которая будет близка зрителю.

Социальные темы, конечно, важны, но самое главное — это поднимать их искренне, из личных переживаний и стремления что-то изменить в обществе. В этом смысле, даже такие темы, как домашнее насилие, можно показать по-разному. Например, в картине «Дастур» мы подошли к этому вопросу через жанр хоррора. Это пример того, как сегодня кино даёт огромную свободу для экспериментов. И мне кажется, это прекрасно, что сейчас молодые режиссёры так активно ищут новые формы и подходы.

- Какие ошибки чаще всего совершают начинающие режиссёры при работе с продюсерами?

О, это не совсем ошибки, а скорее трудности, которые могут возникнуть при командной работе. Важно помнить, что кино — это всегда командная история, и очень важно слышать, и понимать друг друга. Режиссёр и продюсер должны двигаться в одном направлении и быть на одной волне.

Первое, на что стоит обратить внимание, — это работа в рамках бюджета. Иногда режиссёры могут захотеть реализовать что-то сверх того, что позволяет бюджет, и в такие моменты важно договариваться и искать компромиссы. Нужно понимать, что есть ограничения, и работать с ними, чтобы достичь наилучшего результата для проекта.

Вторая важная вещь: режиссёрам не следует вмешиваться в продюсерские вопросы. Когда режиссёр начинает заниматься организационными или финансовыми моментами, это отвлекает его от творческой работы и в конечном итоге страдает качество фильма. это негативно сказывалось на проекте.

В общем, для успешной работы важно разделять обязанности и умение договариваться. Когда продюсер и режиссёр работают в тандеме и уважают роли друг друга, это всегда приведёт к успешному результату.

- Что делает питчинг успешным? Какие советы вы бы дали авторам, которые готовятся к нему впервые?

Прежде всего, важно иметь уверенность в своём проекте. Не стоит воспринимать питчинг как экзамен. Это не тест на знание материала, а возможность показать, насколько вы верите в свою идею и можете вдохновить ей. Иногда бывают режиссёры, которые прекрасно пишут сценарии и снимают, но не могут донести свою мысль до аудитории. В таких случаях лучше, чтобы продюсер или кто-то из команды взял на себя задачу представить проект. Но важно помнить: вы — главный человек, который должен донести свою историю. Никто не знает её лучше вас.

Когда вы рассказываете о проекте, главное — это вовлечь людей, будь то инвесторы или зрители, в свою историю. Вы должны погрузить их в мир вашего кино так, чтобы они захотели его увидеть. Питчинг — это также про тайминг. За пять минут нужно успеть всё рассказать, но так, чтобы ваш проект был понятен и интересен.

Три основных момента, которые я всегда подчеркиваю:

·       Вы — кто вы как автор? Это важно, потому что зрители должны понять, кто стоит за проектом.

·       История — почему именно эта история важна для вас? Почему вы хотите её рассказать? Это всегда личностный мотив, который делает вашу работу уникальной.

·       Мировой контекст — почему эта история будет интересна зрителям по всему миру? Это вопрос выхода в пространство, почему здесь и сейчас.

Наконец, важно уметь структурировать свою речь, чтобы уложиться в выделенные пять минут. Подготовьте презентацию, определите баланс между творческой и бизнес-сторонами проекта. Эти моменты важны, но на первом месте всегда остаётся ваша вера в историю, которую вы рассказываете. Если вы сами не уверены, почему кто-то другой должен быть?

- Какие фестивали и форумы наиболее перспективны для молодых кинематографистов, желающих представить свой проект?

Этот вопрос действительно обширный, потому что выбор фестивалей зависит от многих факторов, включая жанр фильма и его статус (дебютный, студенческий и так далее). Во-первых, важно начать с фестивалей, которые ориентированы на дебютное кино. Стоит смотреть на фестивали, проходящие в вашей стране и в вашем регионе, а также те, которые предлагают лаборатории и платформы для молодых авторов.

Важно понимать, что существует определённая градация фестивалей, и не каждый крупный фестиваль имеет статус «класса А», на который так мечтают все попасть. Например, есть сайт FIAPF, Международная федерация ассоциаций кинопродюсеров, которая аккредитует различные фестивали. Там можно найти информацию о том, какие фестивали входят в эту категорию. Я всегда советую своим студентам, начинающим кинематографистам, снимающим свои дипломные или дебютные работы, изучать регламенты фестивалей перед подачей. Нужно понимать, какие фильмы могут участвовать (по хронометражу, жанру и другим параметрам), а также ознакомиться с требованиями для подачи, так как часто подача подразумевает оплату фестивального взноса.

Для молодых кинематографистов, снимающих игровое кино, среди наиболее перспективных фестивалей я бы выделила:

·       Клермон-Ферран (Франция) — один из крупнейших фестивалей короткометражного кино.

·       Оберхаузен (Германия) — известный фестиваль короткометражных фильмов.

·       Тампере (Финляндия) — хороший выбор для молодых режиссёров.

·       Shorts Shorts Film Festival & Asia в Японии

В документальном кино тоже есть свои фестивали, и для анимации существуют отдельные форумы. Важно внимательно изучить, какие фестивали подходят именно для вашего фильма.

Есть много площадок для поиска таких фестивалей, например FilmFreeway, где можно найти как крупные международные, так и более локальные фестивали, подходящие для дебютных работ. Сейчас стало гораздо проще продвигать своё кино, даже если у вас нет продюсера. Важно изучить и использовать эти возможности для продвижения своего проекта.

- Какие три главных совета вы бы дали молодым режиссёрам, которые хотят попасть в индустрию?

Не бояться и продолжать работать. Кинематограф — это долгий и порой трудный путь. Очень часто начинающие режиссёры сталкиваются с трудностями, такими как отсутствие финансирования или невозможность попасть на фестивали. Но важно не сдаваться, не ставить на себе крест. Каждая картина — это опыт, который формирует вас как профессионала. Даже если проект не получит сразу признания, важно продолжать работать и верить в свою историю. Начать можно с маленьких ролей на съемках, проходить все этапы производства, чтобы понять весь процесс и набивать руку.

Насмотренность и начитанность. Это важно как для молодых, так и для более опытных режиссёров. Нужно много смотреть кино, различать, где хорошее кино, а где нет. Следить за тенденциями, понимать, что беспокоит коллег из других стран. Это даст вам не только опыт, но и осознание, что сейчас актуально, что в тренде, а также поможет развивать критическое восприятие. Чтение, разбор живописи, посещение музеев — всё это влияет на ваш стиль и восприятие мира, а значит, на ваше кино. Ваш внутренний мир и образование обязательно отразятся в ваших картинах.

Собрать свою команду. Это очень важно для успеха проекта. Когда режиссёр работает с одной и той же командой из проекта в проект, это помогает создать сильное единство и синергию. Нужно найти единомышленников, тех, кто будет разделять ваши идеи и готов идти с вами в любых условиях. Иногда без бюджета, но с верой в проект, команда может сделать невозможное. Поэтому создание команды мечты — это ключ к успешной и долгосрочной карьере.

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах