— Что для вас было самым запоминающимся при первом посещении Бишкека?
Для меня Бишкек — совершенно особенное место. Несколько лет назад я приехала сюда с друзьями на фестиваль “Кыргызстан — страна короткометражных фильмов”. Просто посмотреть страну, посмотреть кино. Сама я тогда даже и не думала снимать. Но в атмосфере фестиваля было что-то особенное — энергия роста, когда ты вдруг видишь будущее из настоящего. Видишь, как пробиваются зеленые ростки — ещё не зрелое кино, но уже стремление, возможность, сила. И забота об этом росте — как о чём-то очень важном, родном, дорогом для страны.
Меня поразили зрители. Люди приходили на показы, внимательно смотрели фильмы, обсуждали, делились мнениями. Многие из них вообще не имели отношения к кино — просто жители Бишкека и сёл. Но их интерес и уважение были очень настоящими. В городе, когда узнавали, что я приехала на кинофестиваль, — улыбались, подсказывали дорогу, помогали. Однажды я не могла найти дом-музей Чингиза Айтматова — и прохожие не только объяснили, а проводили. Всё было очень искренне, по-человечески тепло. Казалось, что я приехала не просто в город, а в гости — к друзьям.
И тогда я впервые сказала себе: в Кыргызстане обязательно и очень скоро будет большое, серьёзное кино. Сохраняющее традиции — но своё, особенное.
— Какие встречи или события особенно запомнились вам во время первого участия на фестивале?
Особенность форума — в отсутствии барьеров. Между участниками, организаторами, членами жюри, зрителями не было той дистанции, которая часто присутствует на подобных мероприятиях. Все были вместе — в обсуждении, в восприятии, в энергии.
Я хорошо помню тёплое, заинтересованное общение с основателем фестиваля Садыком Шер-Ниязом, с мастером Сергеем Жумабаевичем Азимовым из Казахстана. Их неравнодушие, глубокий анализ фильмов, доброжелательность по отношению к молодым режиссёрам — всё это было очень важно и вдохновляюще. Тогда же я впервые встретила Али Эргашевича Хамраева, который был председателем жюри. Сейчас я с гордостью называю его своим наставником и учителем — но тогда это было первое знакомство. И оно многое определило в моём творческом пути.
Именно после этой поездки у меня появилось желание снять фильм. Захотелось поделиться тем, как я вижу мир. Я поняла, что язык кино способен передавать чувства и смыслы, которые словами не выразишь. И тебя могут понять в любой стране, даже если ты говоришь «на своём языке».
— Как сложилось ваше участие в форуме «Умут» уже в качестве режиссёра?
В 2021 году мой дебютный короткометражный фильм «Из Ховрино» попал в программу форума. Это было неожиданно и очень радостно. Я чувствовала, что это правильно — показать свой первый фильм именно в Бишкеке. Перед этим я видела программу молодого кино Кыргызстана в Екатеринбурге, на фестивале «Кинопроба». Мне казалось, что я начинаю понимать, в каком направлении развивается молодое кино в стране. Но на «Умуте» я увидела: процесс намного шире и глубже. Росточки, которые я заметила на первом фестивале, окрепли. Появились новые.
Киношколы, направления, формирующиеся точки притяжения для международных проектов. Молодые ребята из студентов становились режиссёрами буквально на глазах. Без страха, без претензий. Просто — снимать. Как и где только можно. Так формируется кино-интеллигенция страны.
Они растут в спартанских условиях: без техники, без финансирования. Но у них есть главное — амбиции, энергия, гордость, и умение преодолевать трудности. Они не собираются уезжать за границу мыть посуду. Они хотят делать кино. И будут делать. Для своей страны и для мира.
Для меня стали открытием женщины, которые создают эту питательную среду, эту атмосферу. Без размаха и большого финансирования, без шумных заявлений, тихо и, кажется, непрерывно делают, делают свою работу. И просто невероятно, как много успевают, тонко чувствуют, точно попадают. Гульбара Толомушова, Гульмира Керимова, Эливира Мамытова, Айсулу Койчубекова – четыре феи «Умута»! Они создали и удивительно быстро вырастили сильный и уважаемый международный форум, не только конкурсные и внеконкурсные показы, но постоянно расширяющееся пространство новых проектов, экспериментов, встреч. Постранство роста, куда хочется возвращаться, и приносить новое.
В 2024 году я снова участвовала в «Умуте» — уже с фильмом «Жук». Он получил специальный приз жюри. А я — новый импульс к работе. Энергию. Вдохновение. И — новых друзей. Это, кстати, происходит каждый раз. Общение, обмен, идеи — всё происходит очень легко.
Самое главное моё впечатление: количественные изменения действительно переходят в качественные. Ростки окрепли и дают плоды. Кыргызстан выходит в мир со своими фильмами и авторскими концепциями. Появляется потребность в самоосознании. В понимании, что такое — национальное кино. Отсюда — интерес к архивам, к сохранению имён и традиций, к анализу и прогнозированию. Очень важную работу в этом направлении сейчас делает Султан Усувалиев. Я с благодарностью вспоминаю его мастер-классы на форуме.
— В последние годы наблюдается рост интереса к короткометражному кино. Почему, по-вашему, оно остаётся таким важным?
Короткометражное кино часто воспринимается как стартовая площадка для молодых режиссёров. И это справедливо — его проще и дешевле производить. Но мне кажется, значение короткого метра гораздо шире. И будет только расти.
Во-первых, темп жизни ускоряется — и короткометражный фильм проще «вписать» в зрительское время. Но воздействие таких фильмов — по эмоциям, по смыслу — может быть не менее мощным, чем у полнометражных. Это тот же катарсис — только за 20 минут.
Во-вторых, короткометражки часто гораздо более авторские и свободные. Там меньше диктата со стороны продюсеров и платформ. Меньше ограничений — и больше дерзости, честности, энергии. Это кино, снятое по любви — не ради денег, а ради искусства, ради идеи. В нём много бескорыстия и энтузиазма. А это то, чего так не хватает в современном мире.
— С какими главными трудностями сталкиваются молодые режиссёры в постсоветских странах? Что им нужно для успешного старта?
Самая очевидная трудность — отсутствие опыта. Следом — отсутствие финансирования. Это почти всегда. Часто профессионалы, особенно актёры, не хотят работать в коротком метре — считают это «непрестижным». Хотя бывают и исключения — когда звёзды соглашаются сниматься бесплатно, если им нравится сценарий или режиссёр.
Короткометражки сложно монетизировать. Даже те, что выигрывают фестивали, почти не приносят денег. Их трудно продать, платформы платят очень мало — просто ничтожно мало.
Что может помочь? — Среда. Люди рядом. Кино — не одиночное искусство. Это всегда команда. Киношколы, клубы, обсуждения, фестивали — всё это помогает. Форум «Умут» — как раз такой пример. Важно, чтобы рядом были единомышленники, которые верят, поддерживают, критикуют, вдохновляют.
Идеально, если есть мастер. Человек, который чувствует особенности ученика и помогает ему раскрыться.
— Какие темы вам хотелось бы исследовать в будущих проектах?
Самая важная тема для меня — жизнь человеческой души. То, что происходит с ней в испытаниях, в масштабных событиях, просто в повседневной жизни в стремительно меняющемся мире. Смысл жизни, одиночество. Уникальность каждого человека. И — взаимопонимание как чудо. Как проявление любви.