О меморандуме в этом направлении между Пекином и Бишкеком стало известно в конце прошлой недели. По данным Министерства экономики и коммерции Кыргызстана, в проекте заинтересована «China National Heavy Machinery Corporation». Также этот документ, кроме их представителей, 13 января подписали представители Минэнерго Кыргызстана и Финансово-кредитного фонда при Минфине КР.
Сколько могут стоить работы по возведению МГЭС, и в какой срок проект может быть реализован, в Минэкономкоммерции не сообщают. Неизвестен и источник финансирования – возможно, это будет очередной кредит от «Эксимбанка» Китая.
По данным, озвученным ЕАБР на конец 2022 года, Кыргызстан более чем на 90% обеспечивается электроэнергией за счет ГЭС. Однако реализует свой потенциал в этом направлении республика всего примерно на 10%.
Китай и ГЭС Кыргызстана
За последний год это уже как минимум второй гидроэнергетический проект, в котором явно заинтересован Китай в Кыргызстане. В марте 2022 года Минэнерго Кыргызстана сообщало о подписании инвестиционного соглашения по строительству ГЭС на 500 МВт с некой «китайской государственной компанией».
Мощность 500МВт – это 41 % от мощностей главной ГЭС Кыргызстана – Токтогульской, и подобный инвестобъект способен ощутимо поддержать кыргызскую энергосистему. Однако подробностей соглашения, кроме того, что ГЭС будет расположена в Иссык-Кульской области, тогдашний министр энергетики Доскул Бекмурзаев на пресс-конференции не раскрывал полностью.
После этого летом 2022 года в интервью «Интерфаксу» Бекмурзаев делился планами о том, что «перспективная задача Минэнерго – генерация и выход [электроэнергии] на рынок Китая». Потому что у Кыргызстана «через несколько лет будет избыток электроэнергии».
«…С учетом знания конъюнктуры рынка Центральной Азии, Казахстан и Узбекистан понимают, когда вода в Токтогульском водохранилище увеличивается, у нас появляется избыток электроэнергии, они могут демпинговать и сбрасывать цену, поэтому мы хотим выйти на рынок Китая. Мы должны искать новые рынки. Окупаемость Камбар-Аты-1 – от 12 до 15 лет. Если мы реализуем электроэнергию в Китай, срок окупаемости может упасть до 8 лет», – говорил Бекмурзаев российским журналистам.