Однако он осложнился чередой острых дискуссий, которые прямо или косвенно касались кыргызско-российских взаимоотношений в последнее время. Отчего посещение Лавровым Кыргызстана в рамках турне по Центральной Азии 3 и 4 февраля приобрело интересную окраску.
«МК-Азия» выделил три значимых вопроса, на которые визит дал ответ как экспертам, так и простым гражданам Кыргызстана. Получены же были ответы в ходе встречи гостя с президентом республики Сооронбаем Жээнбековым, со своим кыргызским коллегой Чингизом Айдарбековым, а так же с профессорско-преподавательским составом КРСУ имени Б.Н.Ельцина и его студентами.
«Двойник» не нужен
Пожалуй, самым ожидаемым вопросом, на который Лавров должен был ответить, стало открытие в Кыргызстане второй российской военной базы под эгидой ОДКБ для обеспечения безопасности страны с юга со стороны Афганистана. Дискуссии на эту тему уже в который раз породило интервью недавно назначенного посла Кыргызстана в России Аликбека Джекшенкулова. Его упоминание в интервью российскому ТАСС о том, что официальный Бишкек не исключает возможности строительства второй российской военной базы – только уже на юге Кыргызстана – вывело из равновесия как оппозиционеров, так и ряд общественных деятелей и гражданских активистов. На площадке самой политизированной соцсети республики - Facebook - и в ряде интервью они заявили: подобная перспектива их не устраивает. В ветках обсуждения звучали требования едва ли не начать собирать подписи для обращения к президенту, чтобы тот снял посла – «матрешку», «желающего распространить российское влияние»… Президент КР на обсуждения реагировать никак не стал, будучи уже привычным к осуждению подданными за практически любой шаг во время своего правления. И слово в данном вопросе осталось за Лавровым. На брифинге после встречи с президентом КР и своим коллегой – главой МИД КР Чингизом Айдарбековым на вопросы работников СМИ он дал однозначный ответ. Никакой «базы-двойника» у ОДКБ-Кант не появится.
«Скажу сразу – нет, тема открытия второй российской военной базы на переговорах не затрагивалась», - заключил он.
«Вопрос не поднимался. Президент Кыргызстана Сооронбай Жээнбеков однозначно сделал заявление по этому поводу», - подтвердил слова коллеги кыргызский глава МИД.
Афганский ветер
Рассказал Лавров и об урегулировании вопросов безопасности, возникающих для стран региона, соседствующих с Афганистаном. Потенциальное проникновение бойцов международных террористических организаций на территорию постсоветских Таджикистана и Кыргызстана, наркотрафик, распространение радикализации вызывают обеспокоенность не только у экспертов, аналитиков и властей республик, но и у их жителей.
- «…Когда мы говорим о ситуации в Центральной Азии, во многом имеем в виду те угрозы, которые по-прежнему исходят из Афганистана: угроза терроризма, наркотрафика, и в целом, нестабильность, которая подпитывается проникновением террористов из Сирии, Ирака и других стран Ближнего Востока в Афганистан. Причем они накапливаются на севере Афганистана, вплотную к границам наших центральноазиатских партнеров. Это требует повышенного внимания для обеспечения безопасности. В том числе и вопросы функционирования российской авиабазы в Кыргызстане, о чем мы сегодня подробно говорили. Говорили о путях ее укрепления, в качестве, прежде всего оплота ОДКБ в противостоянии к угрозам в Центральной Азии. Мы ценим то внимание, которое президент Кыргызстана уделил сегодня необходимости скорейшего решения этих вопросов», - отметил министр.
Так же он коснулся и необходимости подумать о политическом урегулировании ситуации в Афганистане сообща.
«Россия активно выступает за налаживание межафганского диалога с участием и правительства, и движения талибов, поскольку талибы – часть афганского общества и никуда от этого факта не денешься. И подтвердили сегодня востребованность Московского формата, где представлены все 5 стран Центральной Азии, Россия, Китай, Индия, Пакистан, Иран, и приглашаются регулярно США. Но они предпочитают более узкий формат. Московский формат уникален тем, что в нем сконцентрированы все страны, которые так или иначе могут повлиять на различные политические силы в Афганистане. Сам Афганистан также участвует в Московском формате», - сказал Лавров, отмечая, что без диалога правительства и талибов не обойтись, несмотря на попытки воздействия на его итоги. - «…Некоторые страны, в частности США, пытаются этот диалог подмять под себя и вести его кулуарно. Тем самым страны региона, которым небезразлично, что будет с Афганистаном, просто остаются в неведении. Такая односторонность, эгоистичность при проработке внешнеполитических инициатив очень характерна для нынешних деятелей, занимающихся внешней политикой в американской администрации».
Отметил гость из России и роль Кыргызстана в этом процессе. По его словам, Кыргызстан вносит в миростроительство в Афганистане посильный вклад, и придерживается позиции внутреннего урегулирования.
«Мы поддерживаем все международные инициативы, которые нацелены на мирное урегулирование внутриполитической ситуации в Афганистане. Кыргызстан в силу возможностей участвует в различных проектах, которые способствует социально-экономической стабилизации, внутриполитической стабилизации в Афганистане. Этот вопрос является предметом обсуждения различных диалоговых площадок», - подчеркнул Лавров.
Языковой вопрос
Наконец, менее чем за месяц до визита главы российского МИД в Кыргызстан республику вновь потрясли споры о том, стоит ли при смене Конституции, которую через референдум инициируют лидеры оппозиции, убирать оттуда положение об официальном языке!. Или, иначе говоря, убирать ли русский язык с положения официального в Кыргызстане и оставить для всех госнужд и коммуникации только один кыргызский язык. Либо оставить Кыргызстан в состоянии относительного двуязычия, которое сейчас пока существует в республике. Президент КР Сооронбай Жээнбеков заверил собеседника – русский язык никуда из страны не исчезает и не исчезнет, и ему создаются все условия для функционирования.
«Сегодня президент КР Сооронбай Шарипович Жээнбеков мне твердо сказал, что руководство страны заинтересовано в сохранении, расширении и развитии русскоязычного пространства. Есть опыт соседнего с вами Таджикистана, где второй год реализуется программа повышения квалификации учителей русского языка как через стажировки таджикистанских преподавателей в российских вузах, так и за счет командирования в страну российских опытных учителей. Мне показалось, что президент КР Сооронбай Шарипович Жээнбеков проявил интерес к чему-то подобному. Если этот интерес налицо, то мы обязательно постараемся продумать такую программу», - сказал Сергей Викторович на встрече со студентами и профессорско-преподавательским составом в бишкекском КРСУ имени Б.Н.Ельцина после встречи с главой КР.
Так же, отвечая на еще один вопрос, косвенно относящийся к функционированию и существованию русского языка в КР, Лавров подчеркнул, что руководство страны не заинтересовано в его полном исчезновении.
«…Не думаю, что власти Кыргызстана заинтересованы в сокращении русскоязычного пространства. Сегодня во время нашей встречи с президентом КР Сооронбаем Шариповичем Жээнбековым он четко сказал, что русский язык – это завоевание для киргизского народа, дополнительная возможность для трудоустройства на пространстве СНГ. Президент подтвердил свою заинтересованность в укреплении и расширении русскоязычного пространства. Мы договорились о некоторых мерах», - рассказал он.