Некоторые же государства сохранили публичный нейтралитет, но начали склоняться к разнообразной поддержке властей Киева, пользуясь при этом и связями с Москвой. В числе них оказался и Кыргызстан – «МК-Азия» проанализировал события за последние шесть месяцев, и нашел этому подтверждение.
Гуманитарка для ВСУ и терробороны
События утра 24 февраля 2022 года всколыхнули не только весь мир, но и Кыргызстан. Многие кыргызстанцы решили помочь тем, кто оказался в эпицентре противостояния между Москвой и Киевом, восприняв боль беженцев как свою. Кто-то собирал деньги, вещи и продукты тем, кто находится на Донбассе или эвакуировался в Россию, кто-то – тем, кто эвакуировался на запад Украины и в страны Европы.
Но при этом отдельная группа гражданских активистов Кыргызстана собирала деньги и продукты не беженцам и погорельцам без крова, а бойцам ВСУ. Часть таких помощников в борьбе с Россией – активисты неформального объединения в Facebook (Instagram и Facebook (Metа) запрещены в РФ за экстремизм, – прим.авт.) «Кыргызстан против Таможенного союза».
КПТС известно тем, что его сторонники не раз выступали против партнерства Кыргызстана и России, членства Кыргызстана в ЕАЭС и ОДКБ, а в соцсетях отличались похвалами в адрес Туркестанского легиона, ксенофобскими и провоцирующими рознь высказываниями, требованиями «отменить» русский язык. В кыргызских соцсетях, кыргызском медиаполе, среди новой интеллигенции Кыргызстана сторонники КПТС имеют значительный вес, и их идеи достаточно популярны.
Из медиасилы КПТС в последние годы пыталось стать политической силой. Члены и сторонники идей движения баллотировались и в горкенеш Бишкека в 2016 году от партии «Демократы», и в парламент Кыргызстана в составе партии «Реформа» в 2020 году. А в 2021 году некоторые из сторонников КПТС хотели попасть в бишкекский горкенеш от «Реформы». Но пока в кыргызской политике им места не нашлось.
Об одном из траншей для ВСУ у себя в соцсетях, в частности, сообщал один из самых известных активистов КПТС, экономист Марат Мусуралиев. В конце апреля он отчитался о том, что в окопы уже вот-вот отправятся сухофрукты и другие полезные продукты.
Ушла в терроборону ВСУ и часть гуманитарной помощи, собранной в апреле Первым детским хосписом Бишкека. О сборе средств и вещей объявили в начале апреля в соцсетях и сотрудники хосписа, и Динара Аляева, учредительница общественного фонда «Первый детский хоспис».
После Аляева опубликовала в том же Facebook (Instagram и Facebook (Metа) запрещены в РФ за экстремизм, – прим.авт.) пост о том, что первую партию гуманитарки – от подгузников до консервов и одеял – отправляют из Бишкека.
Позже она не публиковала подробных отчетов о доставке гуманитарки. Но некоторые из таких отчетов-постов появились в группе в Facebook (Instagram и Facebook (Metа) запрещены в РФ за экстремизм, – прим.авт.) под названием «Биз Украина менен». В переводе с кыргызского это название значит – «Мы с Украиной». Оттуда уже через репосты информация распространилась по Сети, в частности, одним из таких постов поделился уже упомянутый выше Мусуралиев.
Группа «Биз Украина менен» занимается не только мирной гуманитаркой. В ней есть место любому положительному контенту, связанному с поддержкой Украины и новостями о ней. И место негативному контенту, связанному с критикой России и агрессией в отношении нее. Информация о группе и ее деятельности на трех языках – кыргызском, русском и английском – отличается. Она для каждой языковой аудитории своя.
Например, в кыргызоязычном описании группы фигурирует «материальная и моральная помощь в защите суверенитета» и «целостности» Украины. А в англоязычном, в отличие от двух других, появляется упоминание об украинской «нации» и ее «стойкой борьбе за свою свободу и достоинство».
«Это потому, что Украина является символом для любого постсоветского государства, включая Кыргызстан», – указывают создатели группы. Но вот «символом» чего именно – так и не указывают.
Еще все три описания немного походят на машинный или же очень сырой перевод. Например, в русскоязычном варианте появляются не совсем свойственные языку формулировки, вроде возможности в группе обсудить «любую помощь для этой необычной страны демократии». А на кыргызском языке в описании группы есть опечатка «боулп». И интересное слово на смеси кыргызского и русского – «суверендүүлук». При этом «суверенитет» или «независимость» на кыргызском обычно называют другим словом – «эгемендүүлүк».
С точки зрения закона, кыргызстанцы, помогающие ВСУ, напрямую не нарушают Уголовный кодекс, и не считаются наемниками. Потому что статья 416 УК КР «Наемничество». подразумевает только два типа наемничества. В ней напрямую черным по белому не прописано, что из Кыргызстана нельзя поддерживать солдат чужих Вооруженных сил продуктами, одеждой, деньгами, техникой.
Первый случай наемничества по УК КР – «вербовка, финансирование, материальное обеспечение, обучение наемников с целью использования в вооруженных конфликтах других государств или насильственных действиях, направленных на свержение государственной власти или нарушение территориальной целостности, а также использование наемников в военных конфликтах или действиях». За какое-либо из этих действий в Кыргызстане могут лишить свободы на 7-10 лет. Если эти действия были с детьми, или с группой лиц, наказание серьезнее: от 12 до 15 лет.
Второй случай наемничества по УК КР – участие кыргызстанца без разрешения госорганов страны в вооруженных конфликтах других государств за вознаграждение. Наказанием могут быть 10-12 лет лишения свободы.
Но есть нюанс – в рядах ВСУ есть не только подданные Украины, для которых ВСУ – их родная армия по месту рождения и гражданства. Но и наемники из других стран, для которых президент Украины Владимир Зеленский создал еще в феврале специальные иностранные подразделения. Теоретически, какие-то посылки из Кыргызстана могли попасть и к наемникам на территории Украины, а посылки – стать «материальным обеспечением наемников».
Кроме того, по кыргызскому УК, «наемник» – тот, кто вмешивается в военные или вооруженные действия в какой-либо стране, имея материальную или «иную заинтересованность». Наемник при этом – не гражданин и не житель страны, где идет вооруженный конфликт или происходят какие-то военные действия. И не лицо, направленное в горящий регион «для исполнения официальных обязанностей». Технически у Мусуралиева и других поддерживающих ВСУ есть «иная заинтересованность», они не граждане Украины, не живут там, и их действия при желании можно расценить как попытку вмешательства в события в чужой стране.
За эти полгода в Кыргызстане могли инициировать поправки в Уголовный кодекс, и приравнять к наемничеству подобную помощь любой армии, кроме армии Кыргызстана. Хоть украинской, хоть российской, хоть турецкой, хоть китайской или какой-либо еще. Но этого сделано не было.
Медиапомощь для Киева
Вслед за гуманитаркой для ВСУ и теробороны Украина получила другую неофициальную помощь – медийную. Часть Украины, подконтрольную Киеву, посетила группа журналистских расследований «Шаман ТВ» в лице Адиля Турдукулова и Булата Сатаркулова. Они стали первыми представителями СМИ Кыргызстана, которые показали стране через соцсети СВО России глазами Киева на русском и кыргызском языках.
Им дали возможность побывать на тренировках территориальной обороны, взять интервью и у терробороновцев, и у сторонников киевских властей разного уровня. Журналисты собирали и истории бывших жителей стран Центральной Азии, которые живут на украинской территории – их герои так или иначе поддерживают ВСУ. Но те, кто имеет альтернативную точку зрения на спецоперацию, либо те, кто хоть чем-то недоволен действиями властей Украины, в число героев интервью и постов журналистов «Шаман ТВ» в соцсетях почему-то не вошли.
Турдукулов и Сатаркулов собирали материалы более двух недель, посетили много городов, в частности, Одессу, Бучу, Ирпень, Киев. Посетили и посольство Кыргызстана в Киеве. Но посол Идрис Кадыркулов с ними не встретился. Супруга Турдукулова, гражданская активистка Умай Арыкова, написала об этом в соцсетях, и сообщила, что запрос о встрече с послом был отправлен заранее. После поднятого ей медиашума с Турдукуловым один кыргызский дипломат все же встретился – но не посол, а всего лишь консул.
После возвращения журналисты в начале августа стали гостями украинского посольства в Кыргызстане. Они получили благодарность от посла Валерия Жовтенко, о чем посольство рассказало в своих соцсетях.
Поездка Турдукулова и Сатаркулова совпала с активизацией официальных внешнеполитических контактов Киева и Бишкека. Вслед за «медиаперемогой» Бишкек уже на официальном уровне решает оказать поддержку Киеву.
В перспективе Украина получает не только крупный совместный торговый форум с Кыргызстаном, но и новые рынки в ряде сфер, куда можно вывести и вложить деньги – от ГЭС до казино. Желание вклиниться в кыргызский энергосектор не ново: Украина озвучивала активный интерес к нему с 2016 года. Но до 2022 года Украину в этом отношении как партнера на высшем уровне Кыргызстан все же не рассматривал. Зато теперь Кыргызстан намерен укреплять сотрудничество с Украиной. И через кыргызского посла уже сам предлагает строительство малых и средних ГЭС как перспективное направление партнерства.
Инвестиции, торговый форум и памятник Шевченко
Посольство Кыргызстана активизировалось в создании новых связей с Украиной с конца июня. Так, 21 июня посол Идрис Кадыркулов, по данным пресс-службы посольства, встретился с замглавы МИД Украины Дмитро Сеником. Что за «актуальные вопросы двустороннего кыргызско-украинского сотрудничества» обсуждали – в кыргызском посольстве не уточнили.
А вот в МИД Украины не скрывают, что в повестку дня тогда вошли вопросы «торгового сотрудничества, продовольственной безопасности» и «взаимодействия в рамках международных организаций». Есть и еще одно интересное направление переговоров.
«В ходе встречи Дмитро Сеник поделился украинским опытом диджитализации общественных сервисов Украины и новейшими цифровыми разработками для публичного сектора», – говорится в заявлении пресс-службы МИД Украины.
Меньше чем через две недели, 30 июня, Кадыркулов встречается с президентом Киевской торгово-промышленной палаты Николаем Засульским. На сайте КТПП и в ее соцсетях упоминания о встрече и ее итогах найти не удалось. Но кыргызская сторона рассказала публично, что именно там обсуждалось.
«Особое внимание было уделено вопросу решения транспортно-логистических задач для наращивания торгово-экономических связей с использованием широкого опыта Киевской ТПП. По итогам стороны подтвердили свою заинтересованность в укреплении торгово-экономических связей, расширении бизнес контактов двух стран. В рамках первого этапа посольство КР было приглашено в Trade Club, в который входят более 60 дипломатических миссий, работающих на украинской территории», – подытожили встречу в кыргызском посольстве.
Затем 14 июля Кыргызстан инициировал встречу с руководством отдела защиты прав граждан и юридических лиц ДКС МИД Украины. Советник посольства Эсен Аксамаев, по данным пресс-службы дипмиссии, договорился с чиновником о «наращивании двустороннего сотрудничества в рамках продвижения и защиты интересов, прав граждан двух стран». А еще на этой встрече обсудили некие «актуальные вопросы взаимодействия между Кыргызстаном и Украиной по консульском направлению».
Наконец, 4 августа, «по инициативе кыргызской стороны» Кадыркулов встречается с президентом Торгово-Промышленной Палаты Украины Геннадием Чижиковым. На сайте ТПП Украины и в соцсетях информации о встрече нет. Но посольство в Киеве сообщает: кыргызская сторона предложила активизировать совместную работу и расширять сотрудничество.
Еще, по данным дипмиссии, Чижикову предложили организовать совместный бизнес-форум в Кыргызстане и привезти туда украинских гостей «с целью ознакомления с туристическими и инвестиционными возможностями».
«Президенту ТПП Украины была предоставлена подробная информация о преференциях, льготах и возможностях для иностранных инвесторов на территории Кыргызстана. Были озвучены проекты в приоритетных отраслях экономики Кыргызстана, которые могли бы быть интересны для зарубежных и украинских инвесторов. Например, строительство малых и средних ГЭС, воспроизводство "зеленой" энергетики, переработка сельскохозяйственной продукции, пищевая и легкая промышленность, туризм и IT-технологии», – сообщили в кыргызском посольстве в Киеве.
В итоге стороны решили «совместно проработать новые логистические маршруты "Украина-Кыргызстан"» с учетом спецоперации России и «нарушенной транспортной логистики со странами ЦАР». Более подробно идеи в этом направлении обсудят в конце августа.
На следующий день, 5 августа, украинский посол в Кыргызстане Валерий Жовтенко встретился с замглавы МИД Кыргызстана Айбеком Молдогазиевым. По чьей инициативе была организована встреча, не уточняется.
Неизвестно и то, что там конкретно обсуждали – пресс-служба МИД Кыргызстана пишет, что «вопросы кыргызско-украинского сотрудничества в различных областях». И отмечает, что Молдогазиев «вновь подтвердил важность скорейшего восстановления мира и стабильности» для Украины. МИД Украины об этой встрече Жовтенко с Молдогазиевым не упоминает, а посольство Украины в Кыргызстане рассказало о ней миру той же формулировкой, что и кыргызский МИД.
Но кульминация начала новой эры сотрудничества Бишкека и Киева – встреча Кадыркулова с президентом Украины Владимиром Зеленским. Дипломат 17 августа вручил Зеленскому верительную грамоту, после чего они провели двустороннюю встречу.
«[…]Зеленский предложил развивать сотрудничество по широкому спектру двусторонних отношений, с акцентом на торгово-экономическую сферу и развитие цифровых технологий (уровень довольно высокий). Мы предложили на принципах взаимности рассмотреть вопрос об установлении в городе Киев памятника всемирно известному кыргызскому писателю Чингизу Айтматову, а в городе Бишкек – памятника великому украинскому кобзарю Тарасу Шевченко, что позитивно скажется на дружеских отношениях», – написал Кадыркулов в своем Facebook (Instagram и Facebook (Metа) запрещены в РФ за экстремизм, – прим.авт.).
В администрации Зеленского отметили, что украинский президент, общаясь с кыргызским послом, «выразил надежду на решительную позицию КР по поддержке суверенитета и территориальной целостности» Украины.
«Владимир Зеленский отметил важность возобновления полноформатного взаимовыгодного сотрудничества Украины и Кыргызстана и активизации политического диалога высокого уровня», – заключили в Киеве.
Кыргызская сторона про надежды Киева на поддержку от Бишкека на уровне высших эшелонов власти умолчала.