МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Киргизия

Двойные стандарты Китая в отношении Синьцзяна и сектора Газа

Президент Си Цзиньпин привнес новые масштабы в уже долгую историю недружелюбного отношения к исламу в Китае. Особенно это затронуло мусульман-уйгуров, проживающих в регионе Синьцзян.

"С 2009 года всё изменилось. Теперь если я приду к вам домой, почитаю Коран и помолюсь, а правительство об этом узнает, вы попадёте в тюрьму", - так прокомментировала Барна, уйгурка из Синьцзяна, проживающая в Соединенных Штатах с 2015 года, цитируемая международными исследователями. В контексте заявлений Пекина о растущем числе жертв среди гражданского населения в Газе после войны с Израилем, высказывания жертв нарушений прав человека в Синьцзянском регионе Китая вызывают удивление. Недавно министр иностранных дел Китая Ван И назвал войну Израиля в Газе "позором для цивилизации" и призвал к "немедленному прекращению огня". Однако, глядя на безжалостное обращение Китая с собственным мусульманским населением на родине, становится ясно, что все эти опасения по поводу ситуации в Газе - всего лишь крокодильи слёзы. Возможно, за обеспокоенностью Ван И по поводу Газы стоят и другие мотивы, но это, безусловно, не забота о благополучии преимущественно мусульманского палестинского населения.

В течение правления президента Си Цзиньпина более миллиона уйгуров были отправлены в центры переобучения, которые, на самом деле, оказались концентрационными лагерями. В этот период они подвергались убийствам, пыткам и принудительной стерилизации. Верховный комиссар США по правам человека охарактеризовал это обращение как "преступление против человечности". Но не только уйгуры страдали: другие мусульманские общины в Китае, будь то обширная община хуэй или крошечная община уцул в провинции Хэнань, также ощутили последствия жесткой политики.

В Китае наблюдаются изощренные методы унижения мусульманских общин, описанные в международных отчетах и СМИ. Эти методы включают распространение спиртных напитков и сигарет в мусульманских районах, принуждение к употреблению свинины и назначение представителей коммунистической партии в руководящие органы мечетей. Это прямая попытка заставить мусульман ассимилироваться с ханьцами - китайским большинством. Например, в провинции Хэнань у мусульман из общины уцул запрещено носить традиционную одежду, а школьникам подают свинину в школьной столовой. Также девочкам из этой общины рекомендуется не носить хиджабы в школу. Подобные оскорбления также затрагивают общину хуэй, где даже чтение Корана вызывает негодование властей и приводит к запрету религиозных выражений в образовательных учреждениях.

В то время как население хуэй в Китае составляет более 10 миллионов человек, численность уйгуров составляет около 10 миллионов, а уцулов - всего около 10 000 человек. Общая численность мусульман в Китае, по оценкам, составляет около 23 миллионов человек. Китай оправдывает бесчеловечное отношение к мусульманам-уйгурам тем, что в регионе Синьцзян укрываются террористические элементы. 2009 год был назван “переломным” в отношениях китайского правительства с мусульманами-уйгурами. 5 июля того же года полиция силой подавила мирную демонстрацию уйгуров в Урумчи, протестовавших против отсутствия расследования гибели уйгурских рабочих на фабрике в результате драки с ханьскими работниками на юге Китая. Действия полиции спровоцировали вспышку насилия между коренными уйгурами и жителями Хань, в результате которой, по сообщениям, погибло около 200 человек. За этим последовали жесткие репрессии, включая массовые исчезновения, тюремное заключение и казни уйгурского населения.

Но история ненависти к мусульманской общине в Китае гораздо древнее, ее корни уходят в китайский шовинизм ханьцев, который впервые появился в период правления Маньчжурской династии, правившей Китаем с 1644 по 1911 год. Во времена правления Маньчжурской династии произошло расширение Китайской империи на запад, в результате чего под ее властью оказались территории, на которых доминировали неханьцы, известные под общим названием мусульмане-хуэй. Сопротивление мусульманской общины их насильственной ассимиляции с ханьским народом впервые породило ненависть ханьцев к мусульманам.

Это историческое наследие ханьского китайского шовинизма и "хуэйфобии" сохранилось и в современную эпоху. В период республиканского правления в Китае отношения между двумя общинами улучшились, но после прихода к власти коммунистов в Китае в 1948 году правящая Коммунистическая партия Китая пыталась следовать советской политике в отношении “малых национальностей”.; который должен был подавить их стремление к реальной автономии с помощью спонсируемой государством программы “национального строительства”. После распада Советского Союза и образования исламских республик Центральной Азии в Китае усилились антиисламские настроения. Правители ханьского Китая начали обнаруживать связь между исламской религией и так называемыми “тремя силами зла” - “сепаратизмом, экстремизмом и терроризмом”. Ужесточение религиозного контроля и криминализация мирной религиозной деятельности ускорились после террористических атак на Соединенные Штаты 11 сентября 2001 года. Коммунистическая партия Китая стала более активно заявлять об угрозах безопасности, связанных с уйгурской общиной.

Согласно отчету Исследовательского фонда, в 2019 году Китайская исламская ассоциация и Коммунистическая партия Китая провели встречу в Пекине, чтобы разработать пятилетний план “китаизации ислама”. Это была попытка сделать ислам совместимым с социализмом к 2022 году. На 19-м съезде Коммунистической партии Китая в 2017 году была поставлена задача обеспечить, чтобы ислам в Китае отражал “основные социалистические ценности”, и были разработаны планы по примирению ислама с социалистическим обществом. В 2018 году Государственный совет Китая издал директиву под названием “Укрепление и совершенствование работы ислама в новой ситуации”, предписывающую убрать из мечетей элементы арабского оформления. По всему Китаю с мечетей снимают купола, покрывают их крышами или заменяют пагодами в китайском стиле.

При правлении президента Си Цзиньпина как хуэйцы, так и мусульмане-уйгуры столкнулись с усилением ограничений, а антагонизм китайского государственного аппарата по отношению к мусульманской общине усилился. В Уйгурском автономном районе Синьцзян усилился контроль. Например, ограничения на одежду теперь стали кодифицированы на национальном уровне. В Синьцзяне усилен контроль за использованием мусульманами смартфонов, а в районах, где преобладают мусульмане, вводится запрет на продажу алкоголя.

Считается, что президент Си использует ханьский шовинизм, чтобы сохранить свою власть над китайским обществом. Он часто выражает обеспокоенность по поводу опасности, которую ислам и его традиции представляют для китайского общества. Такой подход председателя Си Цзиньпина получил общественное одобрение по всему Китаю и возвел его в ранг авторитарного лидера. Парадоксально, что антиисламская политика, проводимая Китаем внутри страны, не встретила осуждения со стороны мусульманских стран, за исключением Турции. В Южной Азии мусульмане не высказывались против нарушений прав человека уйгурского народа в Синьцзяне, за исключением некоторых периодических протестов в Бангладеш. Считается, что Китай привлекает на свою сторону мусульманские страны, выделяя деньги в рамках инициативы "Пояс и путь". Аналитики полагают, что, учитывая тот факт, что Китай является единственной страной, которая помогла Пакистану интернационализировать кашмирский вопрос в Совете Безопасности ООН, а также критику Китая и Пакистана в отношении отмены статьи 370 в отношении Кашмира, со стороны Индии было бы стратегической ошибкой принимать решение об отмене статьи 370 в отношении Кашмира. храните молчание о нарушениях прав человека мусульман-уйгуров в Китае.

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах