В центре этого кризиса находится Особый регион 1 штата Качин – богатый природными ресурсами район, который десятилетиями был полем битвы между военными и этническими вооруженными группировками Мьянмы, соперничающими за контроль над прибыльными месторождениями нефрита, золота и редкоземельных элементов.
Вместо того чтобы сохранить это национальное достояние для своего народа, генералы Мьянмы заключили фаустовскую сделку с Китаем, уступив эффективный контроль над регионом. Сегодня ошеломляющие 95% операций по добыче полезных ископаемых в Мьянме осуществляются китайскими компаниями, работающими в тесном сотрудничестве с военным режимом.
Вторжение Китая превратило север Мьянмы в фактическое продолжение своей территории, лишив регион богатства, в то время как хунта набивает свои карманы. Добыча нефрита в Мьянме является ярким примером этого грабежа. Нефрит, почитаемый в китайской культуре за свои духовные свойства, добываемый на знаменитых рудниках Факант в штате Качин, стал ценным товаром. Обладая передовыми технологиями и оборудованием, китайские горнодобывающие компании убедили военных предоставить им широкий доступ, укрепив добывающий альянс, который принес огромные прибыли Китаю и генералитету.
Этот альянс не только опустошает природные ресурсы Мьянмы, но и приводит к серьезным экологическим проблемам. Добыча нефрита уничтожает леса, загрязняет реки и приводит к оползням, угрожая жизни и здоровью местных жителей.
Международное сообщество должно обратить внимание на этот беспрецедентный уровень эксплуатации. Необходимо призвать к прозрачности и подотчетности в добывающей промышленности, а также к защите прав человека и окружающей среды в северной Мьянме.
Важно отметить, что этот кризис не только затрагивает Мьянму, но и является примером глобальной проблемы. Необходимо обеспечить, чтобы природные ресурсы использовались ответственно и устойчиво, а не становились инструментом грабежа и разрушения.
Территориальная экспансия военных и их постоянное присутствие в богатых природными ресурсами районах, таких как Факант, привели к перемещению коренных общин качинов, усилив этническую напряженность. Добыча полезных ископаемых разрушила окружающую среду, отравила источники воды и лишила некогда зеленые ландшафты. Влияние Китая распространяется далеко за пределы нефрита. Китай активно реализует проекты по добыче редкоземельных элементов, несмотря на опасения по поводу ущерба окружающей среде и социальных волнений. В поселках Мо-Ньин и Инн-Дау-Ги китайские фирмы обрушились с предложениями о добыче полезных ископаемых, обещая рабочие места и лишая местных жителей их земель.
В деревне Хпаре протесты против добычи редкоземельных металлов в Китае, поддерживаемые Армией независимости Качина (KIA), переросли в насилие, подчеркнув межобщинные трения, которые провоцируют эти проекты. В других местах группы ополченцев, связанные с хунтой, такие как силы пограничной охраны, контролируют центры добычи редкоземельных металлов, такие как Chipwii, консолидируя власть и прибыль. Некогда процветающее выращивание бананов в регионе Качин прекращается, поскольку добывающая промышленность приносит более высокую прибыль военным приспешникам Мьянмы, а средства к существованию людей поставлены под угрозу. Синтетические наркотики, производимые китайскими картелями, усугубляют социальные последствия, наводняя бедные районы.
В то время как Китай ужесточает свою власть над северной Мьянмой, простые люди страдают от унижений: конфискации земель, разрушения окружающей среды и отчуждения собственного богатства. В нашем современном веке грабежа природное наследие Мьянмы отбирается с холодным прагматизмом – сам суверенитет страны заложен, чтобы удовлетворить ненасытный аппетит Китая к ресурсам.
На фоне внутренних неурядиц хунта все больше сближается с Китаем, следуя проторенному пути, по которому авторитарные лидеры отказываются от ценных активов, чтобы остаться у власти. Но даже по таким низким стандартам, масштабные грабежи, происходящие в пограничных районах Мьянмы, представляют собой этический надлом.
Помимо пагубного воздействия на человека, это безрассудное растрачивание ограниченных ресурсов создает опасный прецедент самоуничтожения для поддержания роста хищнического соседа. Жертвуя долгосрочной жизнеспособностью своих земель и народа, правители Мьянмы демонстрируют бездушное пренебрежение к будущему страны и своей собственной легитимности.
Для Китая Мьянма - всего лишь один из форпостов в его глобальном стремлении обеспечить себя ресурсами, нечестными или более справедливыми способами. От Южно-Китайского моря до рудников Африки Пекин продемонстрировал неутолимый голод, угрожающий суверенитету и устойчивому развитию развивающихся стран.
Эксплуататорский захват ресурсов Китаем распространяется далеко за пределы Мьянмы и представляет собой тревожную модель неоколониальной добычи по всему развивающемуся миру. Мир должен обратить внимание на эту опасную тенденцию и потребовать от Китая ответственного и справедливого отношения к природным ресурсам других стран.
От богатых полезными ископаемыми африканских стран до небольших тихоокеанских островов Пекин повторяет ядовитый сценарий передачи прибыльных концессий на добычу полезных ископаемых китайским фирмам посредством непрозрачных сделок с уступчивыми режимами.
В таких странах, как Замбия, китайские компании, занимающиеся добычей полезных ископаемых, наносят ущерб местным сообществам, что приводит к социальным беспорядкам и ухудшению состояния окружающей среды. Огромные запасы полезных ископаемых в Демократической Республике Конго привлекли внимание китайских корпораций, обвиняемых в нарушениях прав человека и коррумпированных связях с правящими клептократами.
Даже порты и города по ту сторону Индийского океана постепенно оказались охвачены китайской стратегической инфраструктурной инициативой, в результате чего небольшие страны оказались в неоплатном долгу перед Пекином.
Везде, где страны обладают желанными ресурсами, гигантские силы государственного капитализма Китая закрепляются за счет поддержки авторитарных покровителей – к черту права человека, суверенитет и устойчивое развитие. Эта глобальная ресурсная гегемония стала отличительной чертой стремления Китая к статусу сверхдержавы в ущерб достоинству и будущему глобального юга.
Мир должен обратить внимание на эту опасную тенденцию и потребовать от Китая ответственного и справедливого отношения к природным ресурсам других стран. Необходимо также усилить международные механизмы контроля за деятельностью китайских компаний, добывающих полезные ископаемые за рубежом, и обеспечить, чтобы местные сообщества и окружающая среда были защищены от негативных последствий этой деятельности.
Эта модель неоколониального грабежа не может быть допущена. Развивающиеся страны должны объединить усилия, чтобы защитить свой суверенитет, природные ресурсы и будущее своего народа.