МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Киргизия

Центральная Азия становится единым политическим субъектом

Об этом на конференции, центра экспертных инициатив «Ой Ордо»: «Образ будущего стран ЦА в меняющемся мире 2024: глобальные угрозы и вызовы. Союзники и противники в решении экономических и гуманитарных проблем», заявил директор Центра актуальных исследований «Альтернатива» Андрей Чеботарев.

- Процесс, который начался в столице Казахстана – в Астане в 2018 году, когда начали встречаться главы всех пяти государств ЦА, очень важен. И постепенно он расширяется. В прошлом году прошел первый межпарламентский форум. В этом году, помимо саммита президентов, проходит еще и встреча секретарей Советов безопасности центральноазиатских государств, - отметил спикер.

Все это, по его словам, позволяет не только углублять взаимодействие между странами, но и способствует тому, что регион становится единым политическим субъектом.

Он также рассказал, на какой стадии находится, и какие перспективы имеет сотрудничество стран ЦА с Европейским союзом.

- Сейчас реализуется уже вторая стратегия Европейского союза в нашем регионе. Первая была принята в 2007 году, вторая – в 2019. В чем принципиальная разница между двумя этими документами? А разница в том, что с 2014 года между Россией и Западом началась война санкций. Причем в тот момент политика ЕС в ЦА вообще «подвисла», не было даже их спецпредставителя. Какая-то деятельность началась только в 2015 году, когда специальным представителем стал Петр Буриан, - напомнил спикер.

По его словам, первая стратегия предусматривала возможности согласования с другими межгосударственными организациями. В приоритете были ОБСЕ и другие западные структуры, но и ШОС там фигурировала. А вот от сотрудничества с ЕАЭС в ЕС отказались сразу.

- Казахстан в 2015 году, когда уже существовал Евразийский экономический союз, предложил Европейскому союзу взаимодействие в формате ЕС – ЕАЭС, от чего европейцы отказались, обосновав свой отказ российско-украинским конфликтом. Хотя, казалось бы, какое отношение к этому конфликту имел ЕАЭС, тем более, что повестка участия двух стран ЦА в нем носит чисто экономический характер. Но они увязали ее с политикой. В итоге вторая стратегия вообще исключает возможность взаимодействия со структурами, где присутствует Россия, - рассказал эксперт.

На данный момент Европейский союз готовит очередную стратегию своего взаимодействия со странами центральноазиатского региона. Но теперь уже в список недругов ЕС попадет не только Россия, но и Китай.

- В апреле Европарламент принял очередную резолюцию по ЦА, в которой предусмотрена разработка новой стратегии. На мой взгляд, сейчас они взяли риторику «холодной войны». Европарламентарии настроены очень жестко, они открыто говорят о том, что ЕС будет сотрудничать со странами ЦА только если они максимально сократят свои контакты с Россией и Китаем. Если будет разработана третья стратегия, то с большой долей вероятности она будет содержать элементы санкционной политики, т.е. европейцы будут вынуждать нас соблюдать антироссийские санкции под присмотром их контролеров, которых они к нам направят. Мы в этой ситуации должны будем обозначить свои позиции, и дать им понять, что мы не намерены сотрудничать в условиях ультиматумов и давления, - подчеркнул Чеботарев.

При этом намерение ЕС запустить новую стратегию по ЦА кажется не совсем логичным, учитывая, что и реализация второй европейцам дается совсем не просто. Особенно с точки зрения осуществления экономических замыслов.

- Мы интересны европейцам с точки зрения афганского соседства. После того как Афганистан по понятным причинам вышел из диалога по безопасности, который Европейский союз проводил в формате 6+1, они стали нас приглашать не только в составе 5+1, но и на уровне консультаций с представителем ЕС по Афганистану – они идут уже второй год. А вот экономическое сотрудничество явно буксует. Одно из направлений, которые стали уже «притчей в языцех», это поставки энергоресурсов из Центральной Азии в Европу. Первый проект, который ЕС предложил, не пошел, потому что они не нашли инвестора. Сейчас они уговаривают Туркменистан построить транс каспийский газопровод, чтобы туркменский газ, а если подключится Узбекистан, то и узбекский, шел в Европу по дну моря. Но при этом деньги никто не хочет давать, - отметил спикер.

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах