Выступая в Бишкеке на круглом столе «Стратегическое партнерство Кыргызской Республики и Китайской Народной Республики в рамках ШОС в новую эпоху», исполнительный директор Центра стратегических решений «Аппликата», эксперт Валдайского клуба Кубат Рахимов напомнил, что формат ШОС, который возник из так называемой «Шанхайской пятерки», изначально прежде всего спасал Китай от конфликтов извне. Он помогал демилитаризации, делимитации и демаркации границ на постсоветском пространстве с Россией, Казахстаном, Таджикистаном, Кыргызстаном. При этом Кыргызстан не получил достаточного материально-технического оснащения, которое мог бы получить в виде своего рода отступного.
Со временем структура ШОС стала расширяться, и сейчас число ее членов, наблюдателей и партнеров по диалогу достигло уже более чем 20 государств. Это не только постсоветские республики, но и Иран, Пакистан, Индия и другие страны. Однако проекции деятельности ШОС в Кыргызстане можно увидеть очень мало, даже Региональную антитеррористическую структуру организации получил Узбекистан.
– Понятно устремление крупных игроков, и Китая, и России, в первую очередь, конечно, России, чтобы в организации вошел куст таких стран как Индия, Пакистан и Иран. Да, мы стали больше, с нами приходится считаться. Но учет интересов ядра, малых стран, с которых начиналась организация, стран ШОС, выпал. Мы должны понять – а где мы? Мы стояли у истоков этой организации, и где теперь между слонами, медведями, драконами ШОС мы можем оказаться? Оказаться просто дежурными статистами, или маленьким барсенком – самое наихудшее, что может быть в этой ситуации. Сценариев в этой ситуации два. Либо возрождение ядра организации, на базе шести стран, с которыми сейчас у нас хорошие отношения, заполнять экономическую составляющую. Либо мы должны разработать новую концепцию развития ШОС. В ШОС все страны равноправны, и думаю, что предложения Кыргызстана могут быть услышаны и изучены везде: в Пекине, Москве, Нью-Дели, Исламабаде, Тегеране, – отметил эксперт.
Однако до этого следует понять, что Кыргызстан желает получить и может получить от ШОС, и четкие параметры этого. Есть важный вопрос и для самой организации – как разрешить внутренние проблемы и противоречия между участниками. Индо-пакистанский и индо-китайский конфликты, наконец, тот же вопрос границ между Кыргызстаном и Таджикистаном, если они разрешатся в чем-то благодаря ШОС, придадут дополнительные очки в мировом сообществе. Пока же, по мнению Рахимова, у объединения «цены нет, пока оно не покажет, что решает внутренние и проблемы, и конфликты». При этом глобальная цель континентального объединения – решение внутренних проблем прежде всего.
В качестве других шагов для развития ШОС в новой концепции Рахимов предложил:
• общее безвизовое пространство;
• общее движение за снятие всех санкций со всех стран ШОС – сейчас объединение самое «засанкционированное» в мире. Сюда же может войти возможный ответ в виде контрсанкций и антисанкционный штаб, который бы помог противовесу санкциям;
• открытие банка ШОС, который бы занялся клирингом национальных валют;
• проектная корпорация ШОС, которая бы спрягала между собой проекты, оценивала бы синергию, конфликты и другое взаимодействие. Ее создание мог бы инициировать и Кыргызстан;
• перенос столицы ШОС в Кыргызстан. Возможно, что требуется рефрейминг восприятия образа или ребрендинг объединения полностью. Так как это уже будет не китайский «Шанхайский» проект, а действительно и российский, и индийский, и пакистанский и так далее. Центр принятия решений при этом может разместиться в Бишкеке, так как Бишкек равноудален от всех столиц стран-участниц организации. К тому же, Кыргызстан стоял у истоков ШОС, и входил в «Шанхайскую пятерку» до ШОС. После переноса столицы ШОС в Бишкек могут переехать, например, и возможно создаваемый Банк ШОС.
Наконец, Рахимов отметил, что ШОС нужна выработка четкой позиции по построению взаимоотношений с Турцией.
– Турция, с одной стороны, будоражит всех проектом ОТГ, проводит свою активную повестку, правда, последнюю встречу в городе Шуша в Нагорном Карабахе господин Эрдоган проигнорировал из-за футбола. С другой стороны, Турция – член НАТО. И база «Инжирлик», где находятся полторы-две тысячи американских военных, не лучшее, что могло бы быть полезным для ШОС. Нужно определиться: либо, как говорится в одном жестком выражении, крестик снять, либо трусы надеть. Поэтому в отношении Турции у ШОС должна быть четкая позиция: выход Турции из НАТО и присоединение в качестве полноценного члена к ШОС. Тогда мы могли бы, возможно, совершенно по-другому перестроить наши совместные взаимоотношения, – заключил он.