Проект постановления кабмина, который расширит список спецсредств для спецслужб и возможности их применения, вынесли на общественное обсуждение. Как следует из текста проекта, если его примут, то кыргызские спецслужбы смогут «для выполнения возложенных задач» применять не только «спецсредства». Но и вообще «любые подручные средства», и «иное оружие, не состоящее на вооружении органов национальной безопасности».
Однако при этом применять спецсредства и силу можно будет только сообразно закону КР «Об органах национальной безопасности», главе 7 закона «О прохождении службы в правоохранительных органах» и пунктам 11-12-1 Устава внутренней службы ВС КР.
Что в Кыргызстане считают спецсредствами?
Список спецсредств у спецслужб Кыргызстана – в принципе, стандартный. Как и в ряде стран мира, это спецвооружение «нелетального действия» и боеприпасы к ним, плюс спецбоеприпасы к обычному оружию. Проще говоря, это дымовые, световые, ударно-шоковые, слезоточивые гранаты и их гранатометы, стреляющие резиновыми пулями автоматы, винтовки, пистолеты.
Еще в спецсредства входят разные инструменты для преодоления естественных и инженерных заграждений (штурмовые трапы, тараны, лестницы и т.д.) и устройства для вскрытия помещений, дверей, разрушения стекол на случай, когда надо освободить заложников, или провести иную спецоперацию в сложных условиях.
Но теперь список предлагают расширить, сообразно требованиям времени. Туда предлагают включить:
• специальные ружья (в них можно заряжать резиновые пули для разгона толпы, как, например, в Европе, прим.авт.);
• накладные заряды (средства подрыва, прим.авт.);
• инструменты для вскрытия помещений, дверей и т.д.;
• беспилотники самолетного и квадрокоптерного типа;
• cредства радиоэлектронной борьбы (РЭБ) – это антидроновые ружья, глушилки подавления систем навигаций и т.д.;
• портативные и стационарные радары пассивного слежения за воздушным пространством.
Когда и зачем нужны спецсредства?
ГКНБ, как и раньше, считает «специальными» «средства, предназначенные и разработанные для применения с целью оказания обратимого воздействия на объект» в ряде случаев. Это:
• отражение нападения;
• пресечение совершения преступления;
• оказание сопротивления;
• розыск, задержание, доставление задержанных, пресечение побега из-под стражи;
• освобождение заложников, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и участков;
• пресечение массовых беспорядков;
• остановка транспортных средств.
Но раньше кыргызским спецслужбам разрешалось применять «любые предметы и средства для необходимой обороны и крайней необходимости (для связывания, сковывания, пресечения противоправных действий)» только для «самообороны» и «при крайней необходимости». Если уж спецсредств под рукой не оказалось.
В новой версии законопроекта цель оправдывает средства. Сотрудникам ГКНБ предлагают использовать «подручные средства и иное оружие, не состоящее на вооружении органов национальной безопасности» «для выполнения возложенных задач», если у них под рукой нет спецсредств. Списка того, для каких именно задач можно использовать эти самые подручные средства и неучтенное органами оружие, не указывается.
Против кого можно и нельзя применять спецсредства?
Расширяется и перечень того, когда спецслужбы смогут применить спецсредства. Раньше решение принималось «с учетом складывающейся обстановки, характера правонарушения и личности правонарушителя». Теперь уточняется, что «характером правонарушения» могут быть «противоправное деяние (действие или бездействие)».
Раньше запрещалось применять спецсредства против женщин с видимыми признаками беременности, «лиц с явными признаками инвалидности» и «малолетних». Исключения составляли случаи, когда эти личности оказывали вооруженное сопротивление, совершали групповое нападение или нападение, грозящее чьей-либо жизни.
В новой версии документа о спецсредствах эти исключения дополняются случаем «нападения, угрожающего жизни сотрудника или других граждан». Правда, с оговоркой – «если иными способами и средствами отразить такое нападение или сопротивление невозможно».
А если кто-то будет ранен или убит?
Сейчас, если кто-то получил вред здоровью, ранения либо умер после того, как ГКНБ применил спецсредства, сотрудник спецслужбы обязан «немедленно» сообщить об этом «непосредственно начальнику для уведомления прокурора». Если выяснится, что это случилось из-за превышения полномочий по применению спецсредств – нарушителю или группе лиц грозит «установленная законом ответственность».
Теперь этот порядок хотят усложнить. В предлагаемой версии, прокурор уведомляется только «по каждому факту наступления смерти либо ранении гражданина или иного лица» после применения спецсредств. Делается это в первые 24 часа после случившегося. Что будет, если уполномоченный руководитель органа нацбезопасности уведомит о случившемся позже – проект умалчивает.
Если спецсредства причинили материальный ущерб, либо вред чьему-то здоровью, то сотрудник или глава подразделения (группы) обязан будет отчитаться об этом вышестоящему начальству «по месту их применения». Правда, отчитаться «в течение 24 часов с момента появления реальной возможности предоставить соответствующий рапорт». Что будет, если такой отчет не предоставят в этот срок – тоже неясно.