МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Киргизия

Как Кыргызстан может использовать уральский опыт образования

Аграрные классы, микроэлектроника, робототехника

Кыргызское образование сейчас переживает непростое время. Чтобы развиваться и сохранить свои позиции в мировом сообществе, страна активно ищет более эффективные модели для обучения школьников и студентов, повышения квалификации педагогов и преподавателей.

Два года назад в Кыргызстане появилось общественное объединение «Дидактика», куда включились шесть школ, желающих решить проблемы нехватки методических навыков и обновить методики преподавания по разным направлениям.

Недавно представители «Дидактики» побывали на Урале, чтобы ознакомиться с образовательными институтами и проектами Свердловской области. О том, как сложилась поездка, и о том, какой опыт можно перенять у российских коллег для обучения юных кыргызстанцев, «МК-Азия» рассказал Азамат Шамилевич Дикамбаев, директор бишкекской частной школы «Эпсилон», один из делегатов.

От обучения до научных работ

- Азамат Шамилевич, расскажите, как возникла идея поездки в Екатеринбург?

- Все началось три года назад с дружбы с Михаилом Порфирьевичем Свешниковым, когда он приехал в Кыргызстан в качестве советника ректора Уральского Аграрного университета. Мы много обсуждали вопросы образования, культуры и языка. На протяжении трех лет мы рассматривали возможность поездки в Екатеринбург, базой для которой был Аграрный университет. В этом году появилась возможность осуществить эту идею. Поездка в Екатеринбург стала шансом совместить наши интересы с предложениями от учреждений Екатеринбурга.

Мы посетили высшие учебные заведения: Уральский Аграрный университет, Уральский Педагогический университет, Уральский Профессионально-Педагогический университет, Уральский Федеральный университет. Также мы побывали в нескольких школах: в 35-й, 9-й, в спецшколе при Уральском Федеральном университете. Эти три школы являются лидерами школьного образования, поэтому они представляли особый интерес для нашей делегации, в которой преобладали представители системы школьного образования.

Уральский Федеральный университет произвел сильное впечатление. Мы посетили новую площадку, где строится новый кампус Института электроники и информатики, Института Экономики. Встреча с ректором университета, бывшим председателем кабинета министров и главой правительства Свердловской области, была очень продуктивной. Мы получили максимальную поддержку по всем нашим просьбам. Речь шла о проектах в области методик изучения русского языка, совместных исследованиях, поступлении, повышении квалификации и стажировках.

Отдельную благодарность хочется выразить Министерству международных и внешнеэкономических связей Свердловской области. Поддержка его была огромна, и она способствовала успеху на стольких уровнях встреч! Чувствовалось, как складываются дружеские контакты.

- А еще какие места вы посетили?

- Мы побывали в центрах по работе с молодежью, таких, как Ельцинский центр, «Квантуриум» и «Золотое сечение». Впечатлило создание условий для развития молодежи, особенно в области естественно-технических дисциплин. Также у нас была встреча с автономной некоммерческой благотворительной организацией «Георгий Победоносец», где мы обсуждали вопросы патриотического воспитания и возможности сотрудничества между нашими структурами. Эта организация, в частности, помогает ветеранам Великой Отечественной войны и Афганистана, приводит в порядок захоронения военных времен Великой Отечественной войны, проводит конференции, связанные с сохранением исторической памяти, организует памятные мероприятия и спортивные соревнования в школах, помогает нуждающимся.

- Какие соглашения были подписаны в результате поездки?

- По итогам встреч мы подписали протокол о намерениях, протокол о сотрудничестве с Российским Профессионально-Педагогическим университетом. Сразу после возвращения у нас установился тесный контакт с Российским государственным педагогическим университетом, и мы обсудили возможности сотрудничества. Также есть понимание по сотрудничеству с Аграрным университетом, и с ним мы тоже уже подписали протокол по результатам встреч.

- В каком русле вы планируете развивать сотрудничество?

- Первое - это вопрос о поступлении наших выпускников в указанные университеты Екатеринбурга для продолжения обучения. Второе - повышение квалификации педагогического состава. Третье - возможность проведения исследовательских работ, включая аспирантуру, магистратуру, докторатуру. Также мы планируем проведение совместных мероприятий в области образования.

- Какие конкретные направления сотрудничества интересны в контексте Кыргызстана?

- Кыргызстан - это аграрная страна, более 60% населения проживает в сельской местности. Сельское хозяйство занимает значительную долю в структуре экономики, поэтому получение качественного образования в аграрной сфере крайне важно для страны. В Уральском Аграрном университете мы обсудили идеи «агра-классов» - возможность открытия дистанционных классов с техническим сопровождением университета, где дети под руководством педагогов будут заниматься практическими разработками и проектами в области агрокультуры. Также особый интерес вызвал совместный исследовательский проект в области аквакультуры, в частности, ихтиологии.

- Насколько будут востребованы кадры в профессионально-технических учебных заведениях Кыргызстана?

- Кадры в профессионально-технических учебных заведениях однозначно востребованы. Сегодня я встречался с представителем Министерства образования, и мы говорили о том, что сейчас 95-е и 97-е училища имеют колоссальный конкурс, несмотря на то, что обучение платное. То есть востребованность в таких профессиях растет. 99-е училище, по-моему, специализируется на микроэлектронике и информационных технологиях, а в Екатеринбурге мы увидели, что в этой области огромные возможности.

Инвестиции в будущее

- Как вы оцениваете уровень финансирования образования в Кыргызстане и России?

- В России чувствуется серьезная государственная поддержка образования, науки, и особенно таких направлений, как микроэлектроника, информационные технологии, химия и биология. Например, в Екатеринбурге я видел несколько производителей 3D-принтеров, что свидетельствует о развитии этой сферы в России. Дети 12-14 лет занимаются практически гидро- и аэродинамикой - это впечатляет. Видно, что государство инвестирует в будущее.

- Можно ли говорить о конкурентноспособности российского и европейского образования?

- Я бы сказал, что в России очень сильное фундаментальное образование. Россия остается лидером в этой сфере. Везде, где мы были - в школах, университетах, особенно в центрах работы с молодежью - чувствовалась искренняя любовь к своему делу. Физики, химики, биологи - это люди, которым дан талант, и они с удовольствием делятся своими знаниями с детьми. Это особая ценность - такие преподаватели, которые горят своим делом.

Учебные центры впечатлили своей атмосферой. Молодые специалисты, которые могли бы зарабатывать гораздо больше в других сферах, работают с детьми с энтузиазмом. В «Солнце», спецшколе при Уральском Федеральном университете, мы увидели отличное оснащение, но самое главное - это люди, которые там горят своим делом. Например, учитель химии был разработчиком атласа по химии или биологии. В 35-й школе нам понравились специалисты по робототехнике.

Также я был приятно удивлен, что в России появилось много своего оборудования и программного обеспечения. Например, дети занимались проектированием деталей для роботов с помощью российского 3D-принтера и софта. Комплектующие могут быть и китайскими, но производитель конечного продукта - Россия. Это важный шаг.

- Что вам больше всего понравилось в атмосфере российских школ?

- Самая приятная атмосфера - это атмосфера свободы и уважения. Дети свободны в своих действиях, нет барьера между учителем и учеником. Есть глубокое уважение к профессионализму и человечности, что очень важно.

От языка культуры к языку миграции

- Как вы считаете, что происходит с русским языком в Кыргызстане сегодня?

- Раньше русский язык был языком интеллигенции, он был связан с наукой, искусством, элитарным мировоззрением. Сегодня же он спустился на уровень языка миграции. Его изучают не для того, чтобы погрузиться в литературу, научный мир, в бизнес, а для того, чтобы уехать на работу. Статус языка нужно поднимать с обеих сторон.

- Что вы имеете в виду, говоря о «спускании» статуса языка?

- Когда, например, по программе «Российский учитель за рубежом» к нам присылают преподавателя, который подготовлен, как учитель иностранного языка. Но русский - это не иностранный язык! Я готов спорить с многими, что я знаю русский язык лучше, чем многие «русские» преподаватели - с точки зрения грамматики, орфографии и знаков препинания. В этой программе русский язык преподается как иностранный, а мне нужен методист, который будет обучать русскому, как родному, а не второму и третьему иностранному языкам.

- Какие тонкости, на ваш взгляд, нужно учитывать при обучении русскому языку как родному?

- Когда русский язык является основным языком, при его изучении учитываются тонкости, специфика и нюансы языка. И наши выпускники из Кыргызстана отличаются от российских студентов с точки зрения уровня подготовки и интеграции в российское общество. Русский язык нужно удерживать на должном уровне. Он должен быть языком культуры, науки и искусства.

Фура с гуманитарной помощью из Бишкека прибыла в ЛНР

Смотрите фотогалерею по теме

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах