МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Киргизия

Китай переименовывает уйгурские деревни

Стирает историческую и культурную идентичность

Глобальное сообщество обеспокоено растущим давлением Китая на уйгурское меньшинство в регионе Синьцзян. По данным правозащитников, власти Китая, в очередной попытке перестроить общество, переименовали около 630 деревень, имеющих религиозное, историческое и культурное значение для уйгуров.

Изменения коснулись трех ключевых областей: религии, истории и культуры. Были удалены исламские термины, такие как "Ходжа" (религиозный учитель), "Ханика" (суфийское сооружение) и "бахши" (спиритуалист). Из названий деревень исчезли упоминания об уйгурской истории, включая названия королевств, республик и местных лидеров, существовавших до 1949 года. Также были изменены термины, указывающие на культурные обычаи уйгуров, такие как "Мазар" (святилище) и "Дутар" (двухструнная лютня).

Данные изменения вызывают опасения о систематическом подавлении уйгурской культуры и идентичности. Уйгуры, составляющие около 12 миллионов человек от общей численности населения Китая, уже сталкиваются с систематическим преследованием, включая массовые аресты, заключение в концентрационные лагеря и принудительную ассимиляцию. Переименование деревень является еще одним тревожным сигналом о том, что китайские власти стремятся полностью стереть уйгурское наследие.

Международное сообщество выражает серьезную озабоченность по поводу действий китайского правительства и призывает к независимому расследованию ситуации с правами человека в Синьцзяне.

Помимо Синьцзяна, мусульмане-уйгуры проживают в таких районах Китая, как Цинхай, Ганьсу и Нинся. Однако большинство переименований уйгурских районов произошло в период с 2017 по 2019 год — в период, когда китайское правительство усилило репрессии против мусульманского меньшинства в регионе Синьцзян, который также был наводнен мигрантами из материкового Китая, в попытке изменить демографический профиль провинции.  Если на момент основания Китайской Народной Республики в 1949 году ханьцы составляли всего 6% населения, то сейчас они составляют около 44% населения.

В 2018 году мир был потрясен и травмирован, когда Организация Объединенных Наций сообщила, что по меньшей мере один миллион мусульман-уйгуров и представителей других тюркских меньшинств содержатся в лагерях для интернированных в Китае. Хотя восточноазиатская страна, выступающая в защиту, заявила, что эти лагеря предназначены для профессиональной подготовки, обучения приготовлению мандаринов и другим навыкам, ей не удалось убедить международное сообщество. В своем отчете за 2022 год, основанном на серии полицейских досье, раскрыла подробности о существовании лагерей для интернированных, разбросанных по всему региону Синьцзян, где в отношении тех, кто пытается сбежать, действует политика стрельбы на поражение.

Британская общественная телерадиокомпания в своем репортаже сообщила, что в этих лагерях для интернированных в Китае против уйгуров применялись “крайне принудительные и потенциально смертоносные системы контроля”. В сообщении далее говорится, что эти системы контроля были “разработаны таким образом, чтобы воздействовать практически на любой аспект уйгурской идентичности и заменить ее принудительной лояльностью к Коммунистической партии”. Газета South China Morning Post в статье, опубликованной 17 сентября 2023 года, признала, что Пекин прибегнул к “безжалостным репрессиям, затронувшим значительные слои уйгурского населения”. Но базирующаяся в Гонконге английская газета сообщила, что были приняты “жесткие меры”, чтобы остановить террор и восстановить контроль над регионом Синьцзян.

В 2019 году, после возмущения международного сообщества, Китай заявил, что закрывает большинство своих лагерей для интернированных, которые китайские власти называли центрами перевоспитания. Однако, по сообщениям СМИ, эти лагеря продолжают функционировать или были переименованы в официальные тюрьмы или центры содержания под стражей. В различных сообщениях в социальных сетях уйгуров, живущих в разных частях мира, также говорится о существовании этих лагерей, где, согласно этим сообщениям, уйгуров пытают, женщин насилуют, мужчин стерилизуют и подвергают психологическим и душевным мучениям различными способами.

Кстати, безжалостные репрессии Китая в отношении уйгуров происходят не только внутри страны, но и за ее национальными границами. В своей книге “Великая стальная стена: глобальная кампания Китая по подавлению уйгуров” Брэдли Джардин, журналист из Вашингтона, пишет, что в недавнем прошлом Пекин преследовал более 5500 уйгуров, проживающих за рубежом. В книге, опубликованной Институтом Киссинджера при Центре Вудро Вильсона, посвященной Китаю и Соединенным Штатам, утверждается, что уйгуры подвергаются систематическим нападениям – посредством кибератак, угроз членам семей, которые остаются в Китае.

Таким образом, более 1500 уйгуров были задержаны или вынуждены вернуться в Китай, чтобы подвергнуться тюремному заключению и пыткам в полиции, говорится в книге. Рассказывая о принудительном возвращении уйгуров, в книге говорится, что с 1997 по 2007 год 89 уйгуров были депортированы из Южной и Центральной Азии; с 2008 по 2013 год 126 уйгуров были экстрадированы из Юго-Восточной Азии, а с 2014 по настоящее время 1364 уйгура были депортированы из 18 стран Ближнего Востока. Регионы Восточной и Северной Африки. Далее в книге говорится, что принудительная репатриация в Китай продолжается. В этой связи в нем упоминается инцидент, произошедший 13 апреля 2022 года, когда Саудовская Аравия депортировала уйгурскую женщину и ее 13-летнюю дочь в Китай, где нельзя исключать их содержания в огромной сети концентрационных лагерей.

Привлекая внимание к строительству инфраструктуры и оказанию экономической помощи в рамках инициативы "Один пояс, один путь", Китай оказывает давление на страны, в том числе на страны с мусульманским большинством населения, чтобы они воздерживались от поддержки уйгуров. Согласно отчету Австралийского института стратегической политики за 2020 год, уйгуры работают в различных цепочках поставок, включая электронику, текстиль и автомобилестроение, в рамках политики центрального правительства, известной как ‘Помощь Синьцзяну’. Далее в отчете говорится, что уйгуры работают не только в Синьцзяне, но и на 27 фабриках, расположенных в девяти провинциях Китая.

В 2021 году США обнародовали закон, запрещающий импорт продукции, произведенной Китаем путем принудительного труда в Синьцзяне, регионе, который славится своим хлопком и солнечными батареями. После бурного протеста правозащитников Европейский парламент в апреле 2024 года утвердил правила, запрещающие продажу, импорт и экспорт товаров, изготовленных с использованием принудительного труда. Какой бы ни была реакция мира на жестокое обращение Китая со своими уйгурами, Китай не упускает ни минуты, чтобы скрыть свой двуличный характер. В 2021 году США обнародовали закон, запрещающий импорт продукции, произведенной Китаем путем принудительного труда в Синьцзяне, регионе, который славится своим хлопком и солнечными батареями. После бурного протеста правозащитников Европейский парламент в апреле 2024 года утвердил правила, запрещающие продажу, импорт и экспорт товаров, изготовленных с использованием принудительного труда. Какой бы ни была реакция мира на жестокое обращение Китая со своими уйгурами, Китай не упускает ни минуты, чтобы скрыть свой двуличный характер. Она выразила дипломатический протест США и Европейскому союзу после того, как обе стороны в ходе своего диалога выразили обеспокоенность по поводу Синьцзяна и вопросов, связанных с Тайванем. “Китай решительно отвергает безосновательное вмешательство США и ЕС во внутренние дела Китая и необоснованную клевету в адрес Китая”, - заявил официальный представитель МИД КНР Ван Вэньбинь.

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах