— Джаныбек Абдукапарович, на предстоящих парламентских выборах будут использоваться новые биометрические технологии. Что вы об этом думаете?
— Как показывает мировой опыт, внедрение новых технологий в выборный процесс сделает невозможным фальсификацию выборов, применение повторного голосования и другие отрицательные элементы действующей избирательной системы. А последующая интеграция базы биометрических данных и регистра населения позволит улучшить функциональные возможности последнего и откроет новые возможности для модернизации всей экономики, повышения качества госуслуг для граждан и бизнеса. И в этом смысле использование биометрических технологий имеет более широкие перспективы, нежели применение только в избирательных целях.
— Но в обществе идет спор о безопасности персональных данных граждан и сроках реализации «биометрического» проекта...
— Что касается безопасности, то теоретически украсть можно все. Вопрос — для чего? Если человек является объектом интереса спецслужб, его отпечатки могут снять где угодно. Но что будут делать с данными простых граждан? По большому счету, они нужны только государству и гражданину. У государства появляется возможность своевременно и качественно предоставлять госуслуги, эффективно бороться с нелегальной миграцией, терроризмом и торговлей людьми. А самое главное, что получает гражданин: упрощаются процедура регистрации и получение услуг в государственных и коммерческих учреждениях, ускоряется процесс оформления различных документов. В конечном счете биометрия, являясь основой единого регистра населения, позволит автоматизировать все процессы по получению услуг — гражданин не будет контактировать с чиновниками, только с компьютером. Некому предлагать взятки, некому их вымогать.
— Вы дважды возглавляли ГРС, запущенные вами проекты успешно работают по сей день. Что, по-вашему, необходимо для дальнейших реформ?
— Если вернуться к истории вопроса, коррупция не родилась в ГРС — она досталась службе по наследству от других ведомств. Задача службы состояла в том, чтобы создать регистр населения, объединив все информационные базы ведомств одним программным продуктом. За один день сделать это нельзя, потому был разработан поэтапный план реализации концепции развития ГРС. За короткое время, благодаря профессионализму коллектива, удалось сделать очень многое. Был запущен центр персонификации документов при госпредприятии «Инфоком», и государство наконец-то стало собственником информационной базы по персонифицированным документам. В результате нововведений стоимость персонификации документов и услуг срочного документирования снизилась в разы, а сроки их предоставления сократились. Были открыты первые центры обслуживания населения (ЦОН), оснащенные новой электронной системой учета граждан, которые обеспечили условия для документирования с минимальными моральными и материальными затратами. Стало меньше возможностей для коррупционных проявлений. Была узаконена продажа автомобильных номеров с особой комбинацией цифр: теперь средства от продажи «блатных» номеров поступают в бюджет, а не в карманы чиновников...
К слову, когда я возглавлял ГРС, не было ни одного случая незаконной выдачи паспорта, который бы мы не пресекли. Очень хорошо работала наша служба мониторинга и контроля, мы тесно контактировали с правоохранительными органами и моментально реагировали на любые нарушения. Что касается дальнейших реформ, то прежде всего, думаю, надо завершить те, которые были заложены в концепции развития ГРС.
— Что необходимо делать для искоренения коррупции в госструктурах?
— Проблема в том, что нет системной борьбы. В данной сфере задействовано множество государственных органов — борются все, но результата нет. Чтобы работа была эффективной, нужно выстроить именно систему борьбы с коррупцией. Во-первых, должен быть один уполномоченный орган, ответственный за эту работу; если это антикоррупционная служба, то отвечать обязана именно она. Во-вторых, необходимы предупреждение и профилактика, требуется четкий и скрупулезный анализ всех направлений, где существует коррупция, должны быть четкие предложения по решению проблемы. Если у чиновника есть возможность украсть, то рано или поздно он ею воспользуется. Повторюсь, один из эффективных инструментов борьбы с коррупцией — автоматизация всех процессов и, как следствие, исключение контакта гражданина с чиновником.
— Какие приоритеты, на ваш взгляд, должны быть в сфере госбезопасности?
— В сфере безопасности должно быть два приоритета: территориальная целостность государства и стабильность внутри страны. На этих двух «китах» и должна основываться работа силовых органов. Также Кыргызстану следует активно участвовать в международных договорах о коллективной безопасности — это гарантия нашей территориальной целостности. А для внутригосударственной стабильности требуется четкая, скоординированная работа всех силовых структур в борьбе с терроризмом, экстремизмом, организованной преступностью и наркотрафиком.
— Почему вы решили принять участие в парламентских выборах?
— Нельзя пытаться изменить ситуацию в отдельно взятом государственном органе, не меняя ситуацию в стране. В этом я убедился, дважды возглавляя ГРС. Только придя в законодательную власть вместе с сильной, профессиональной политической командой, можно изменить жизнь в лучшую сторону. Поэтому я в партии «Бир Бол», поэтому мы идем на выборы.
Материал оплачен из избирательного фонда ПП «Бир Бол» уполномоченным представителем по финансовым вопросам Ч. Аширалиевой.