Скандал вокруг проходящей в стенах бишкекского КНМИИ имени Г.Айтиева выставки «Feminnale'19. Кормилицы. Экономическая свобода. Женщины» в память о 17 женщинах-мигрантках, сгоревших в московской типографии 3 года назад, набирает обороты. Под давлением и угрозами поджечь музей сот стороны представителей национально-патриотического движения «Кырк Чоро» и их единомышленников директор музея Мира Джангарачева вынуждена была добровольно покинуть пост и министр культуры Азамат Жаманкулов отставку принял.
Однако коллектив учреждения, много лет находившегося в общественном и министерском забвении, решил отстоять своего директора, при котором это забвение начало отступать. Абсолютно справедливо аргументируя – другой человек музей из Леты на должный уровень не вытянет. Именно при Джангарачевой случилось знаменательное событие – первый за историю Кыргызстана большой визит президента в музей (до Жээнбекова ни Акаев, ни Бакиев, ни Атамбаев, ни Отунбаева в свое президентство туда как-то не заглядывали), она смогла достойно провести юбилей Суйменкула Чокморова, народного художника и артиста Киргизской ССР, и начала приводить музей в порядок к его 85-летнему юбилею с помощью неравнодушных волонтеров и инвесторов. В частности, таким образом удалось помыть огромную люстру музея, которая представляет собой отдельное произведение искусства: ее не мыли со времен СССР – целых 40 лет. Сотрудники музея написали открытое письмо президенту Кыргызстана Сооронбаю Жээнбекову с просьбой – обратить внимание на ситуацию, простить их за некоторые ошибки при проведении феминнале и вернуть их руководителя на место.
«Мы, сотрудники Кыргызского национального музея изобразительных искусств им. Г.Айтиева, возмущены и обеспокоены сложившимся положением в связи с увольнением его директора Джангарачевой Миры Камильевны, связанного со скандалом вокруг выставки «Феминнале». Данная выставка была плановым мероприятием, и мы не ожидали, что она получит негативный резонанс у определенной части общественности. Заступив на должность директора, Джангарачева М.К., поставила высокую планку и не только в развитии искусства, но и для всего коллектива по надежному сохранению культурного наследия страны, личным авторитетом привлекла к выполнению поставленных задач квалифицированные кадры и энтузиастов, повысила узнаваемость и популярность музея в обществе, среди разных слоев населения. За несколько месяцев работы, кроме улучшения контента мероприятий и увеличения числа посетителей, были приведены в порядок архивные художественные коллекции, налажены их учет и контроль, возобновлен закрытый предыдущим директором проект по их оцифровке, заключен договор о сотрудничестве по проекту «Искусство и права детей» с ЮНИСЕФ, а также с другими международными организациями, приведены в порядок здание и выставочные залы, очищены от векового ненужного хлама хранилища и подвалы музея, подготовлены новые современные требования по ремонту и обновлению технического оснащения, приведена в соответствие штатная численность научных и ненаучных сотрудников, а после Вашего посещения музея и вовсе у всех у нас появилась надежда на полный капитальный ремонт и придание музею современного облика с надежными системами жизнеобеспечения. Музей, как государство, в котором должен быть свой порядок и своя ответственность. Джангарачева М.К. честно и беспристрастно выполняла свои обязанности и, на наш взгляд, была на своем месте, наделяя коллектив и общество энергией чистоты и света», – отмечают сотрудники музея. – «Коллектив КНМИИ им. Г.Айтиева признает ошибки, допущенные в рамках проведения «Феминнале» и просит Вас объективно рассмотреть ситуацию и восстановить Джангарачеву М.К. в должности директора Музея ИЗО».
Под обращением подписался весь коллектив культурного учреждения. Есть и петиция с просьбой вернуть Джангарачеву в прежнюю должность и со стороны гражданского общества: под ней подписи еще собираются. Сооронбай Жээнбеков пока не отреагировал на послание.