Международный деловой совет собрал в Бишкеке на круглый стол представителей госструктур, бизнес-сообщества и международных организаций, чтобы дать предпринимателям такую возможность.
– В нашу организацию регулярно обращаются компании, предприниматели, эксперты, бизнес-ассоциации и международные организации, которые хотели бы поделиться мнением об экономическом развитии и улучшении бизнес-среды в стране, – отметил исполнительный директор МДС Аскар Сыдыков.
Он подчеркнул, что, учитывая последние регуляторные инициативы и текущие условия предпринимательской деятельности, бизнес-сообщество особо нуждается в поддержке государства, в развитии государственно-частного диалога. Накопилось немало законодательных инициатив, которые вызвали широкое обсуждение среди бизнес-сообщества. Кроме того, ситуация в бизнес-среде довольно сложная.
– Нужно реагировать на изменяющиеся условия. Для обсуждения всех этих вопросов мы и решили провести круглый стол, чтобы собрать все заинтересованные стороны на одной площадке, – объяснил глава МДС необходимость мероприятия.
Это сделать удалось. Кроме представителей бизнес-сообщества, международных организаций и экспертной среды, в круглом столе приняли участие представители Министерства экономики и коммерции, Национального агентства по инвестициям при президенте КР, а также и.о. бизнес-омбудсмена Нурлан Мусуралиев. Участники встречи обсудили барьеры в развитии бизнеса, обменялись мнениями об экономическом развитии Кыргызстана и улучшении бизнес-среды, и предложили пути решения существующих проблем.
Одна из проблем – республика теряет свои позиции в рейтингах, связанных с инвестиционной привлекательностью стран.
Инвестиционная (не)привлекательность
Согласно озвученным МДС данным, по версии Индекса экономической свободы (ИЭС), за последние годы Кыргызстан снизил показатели по многим позициям. Если в 2018 году он имел категорию «умерено свободной» страны и был на 78 месте в рейтинге, в 2022 году стал «в основном несвободной» экономический страной и переместился на 116 место.
Столь значительное падение, по версии ИЭС, произошло по ряду причин. Это непрозрачность судебной системы и политические вмешательства в нее, коррупция, неустойчивое и плохо администрируемое налогообложение. Также отмечается, что свободе бизнеса препятствуют бюрократия и политическая нестабильность. В целом же общий инвестиционный климат Кыргызстана по версии ИЭС «подвержен значительному риску и неопределенности».
Кроме того, совсем недавно, 19 октября, Международное рейтинговое агентство Moody’s подтвердило долгосрочные рейтинги эмитента правительства Кыргызстана в национальной и иностранной валюте на уровне B3 и изменило прогноз на «негативный». Суверенный кредитный рейтинг, которые измеряет Moody’s и еще несколько агентств – важен для страны: он оценивает, насколько то или иное государство кредитоспособно и близко к дефолту, и показывает его политические и экономические риски. Именно эти рейтинги смотрят крупные инвесторы, которые заходят в какое-то государство надолго, чтобы оценить, насколько рискованно вкладываться туда, и удастся ли вернуть свои деньги или кредиты. Высший уровень стабильности маркируется литерой A, а самый низкий, когда страна фиксирует дефолт и не может исполнять свои обязательства, литерой C.
Кыргызстан и Moody’s
Кыргызстан впервые вошел в суверенный кредитный рейтинг Moody’s в 2015 году. Страну тогда оценили на уровне рейтинга B2 – долговые обязательства Кыргызстана при этом оценивались как «спекулятивные» и «подверженные высокому кредитному риску». Прогноз экспертов был «стабильный». Отмечалось, что у Кыргызстана «слабая», но быстро растущая экономика, слабое госуправление и средний уровень налоговой стабильности в сочетании с относительно высоким уровнем госдолга. Кроме того, в 2015 году у Кыргызстана вывели «средний уровень восприимчивости правительства страны к внезапным рискам из-за высокой долларизации банковского сектора и изменчивой политической системы». Ситуация держалась несколько лет.
В 2020 и 2021 году, с начала пандемии, республика удержала позиции в B2, но прогноз стал «негативен» из-за ослабления экономики после начала пандемии и политической нестабильности. В начале 2022 года стало известно, что позиции Кыргызстана в кредитном рейтинге упали до B3, проще говоря, вкладываться сюда стало еще рискованнее, и прогноз был «негативный». В отчете компании было сказано, что во многом на ситуацию повлияла национализация «Кумтора», и другие события в горнорудной сфере, которые «частично отражают относительно слабые институты и управление и, вероятно, негативно повлияют на долгосрочный экономический рост, особенно из-за сдерживания иностранных инвестиций». Если кредитный рейтинг Кыргызстана снизится еще – до рейтинга Са, то страна сохранит «перспективу возмещения основной суммы долга и процентов». Ниже – только наступление дефолта и рейтинг С.
Почему так происходит?
Исполнительный директор МДС Аскар Сыдыков перечислил проблемы инвестиционного климата в Кыргызстане – их более десяти. Это:
· несоответствие госполитики утвержденным программным документам;
· cлабая судебная система, в том числе по защите прав предпринимателей;
· нестабильность законодательства в сфере экономики;
· хаотичное принятие законодательных и других решений;
· слабая защита частной собственности;
· бюрократия и затягивание в процессе принятия решений;
· давление со стороны правоохранительных контролирующих органов;
· влияние криминальных и иных неформальных структур;
· непоследовательная кадровая политика и недостаточная квалификация госслужащих.
Кроме того, в последние несколько лет в Кыргызстане изменилось законодательство. Появились законодательные инициативы, получившие широкий резонанс в бизнес-сообществе из-за того, что они негативно влияют на предпринимателей и принимаются без учета их мнения. Кроме того, часть таких законопроектов противоречит уже действующим нормам. В список подобных законопроектов, которые либо нуждаются в широком обсуждении, либо в доработке, вошли:
• новый Налоговый кодекс КР и поправки к нему;
• новая редакция закона «О нормативных правовых актах»;
• законопроект о внесении изменений в Закон «О государственных закупках»;
• законопроект «О мерах государственной поддержки в условиях ограничений экономического характера»;
• законопроект «О ценообразовании»;
• законопроект «О внесении изменений в Кодекс КР о правонарушениях»;
· законопроект «О добровольной легализации и амнистии активов физических лиц»;
· законопроект по установлению государственной монополии на оборот этилового спирта.
Негативно на инвестиционную привлекательность извне и на тех, кто уже ведет бизнес в Кыргызстане повлияли и поправки в законодательство в сферах государственного социального страхования, недропользования и рынка ценных бумаг.
Из самых последних отрицательно влияющих на привлекательность Кыргызстана для инвестиций и бизнеса новшеств был выделен и законопроект по расширению перечня лиц, представляющих информацию в ГКНБ.
Если его примут, то с января 2023 года все предприятия, учреждения, организации независимо от подчиненности и форм собственности, и все предприниматели, включая мелких индивидуальных предпринимателей, и лица, занятые индивидуальной и иной трудовой деятельностью, обязаны будут регулярно предоставлять в ГКНБ информацию. Кроме того, спецслужба получит право безвозмездно пользоваться информационными системами и базами данных всех этих людей и компаний, в том числе и через удаленный доступ.
Как сейчас обстоят дела с инвесторами?
По данным кыргызского Нацстаткома, прямые иностранные инвестиции (ПИИ) из страны все так же активно уходят. Так, в 2022 году за январь-июнь в Кыргызстан инвестировали 628 тыс 087 долларов США. Отток прямых иностранных инвестиций за этот же период составил более 75% от этой суммы, то есть 483 тыс 318, 3 долларов США.
Больше всего отток ПИИ оказался в отрасли добычи полезных ископаемых: в 4, 4 раза. В этом направлении в Кыргызстан инвестировали за полгода 73 тыс 725,6 долларов США, а вывели из страны – 324 тыс 940,3 долларов США. Значительные разрывы в сфере профессиональной, научной и технической деятельности в 2, 2 раза (инвестировали 14 тыс 050,9 долларов США, а вывели из этой отрасли – 30 тыс 997,6 долларов США), и в сфере строительства – в 1, 9 раз (инвестировали 2 тыс 127,0 долларов США, вывели – 4 тыс 049,4 долларов США). В сфере образования отток превысил приток в 1, 4 раза (инвестировали 9,3 тыс долларов США, вывели – 13,8 тыс долларов США), в сфере искусства, развлечений и отдыха – тоже в 1, 4 раза (инвестировали – 125, 4 тыс долларов США, а вывели – 181,5 тыс долларов США).
В разрезе регионов инвесторы предпочитали в 2022 году вкладываться больше всего в проекты на территории Бишкека (170 тыс 007,3 долларов США), Иссык-Кульской (152 тыс 788,5 долларов США) и Чуйской (130 тыс 921,1 долларов США) областей. Лидером по оттоку ПИИ стала Джалал-Абадская область: оттуда вывели в 4, 7 раз больше, чем инвестировали за этот период (350 тыс 519,6 долларов США против 73 тыс 536,7 долларов США). Из Чуйской области отток ПИИ составил 49,4% от суммы поступивших инвестиций – то есть, 64 тыс 787,7 долларов США. Из Бишкека вывели за это время 38, 1% от суммы поступивших инвестиций, то есть, 64 тыс 803,3 долларов США.
Что предлагает МДС?
В МДС считают, что можно улучшить инвестиционный климат несколькими путями. Это можно сделать, если исполнять принятые в 2021 году указы президент Садыра Жапарова, направленные на защиту собственности, поддержку предпринимателей и инвесторов. И при этом предусмотреть персональную уголовную ответственность для госорганов – за нарушения, связанные с незаконным вмешательством в предпринимательскую деятельность и воспрепятствование ей, и за «другие деяния, посягающие на права и законные интересы хозяйствующих субъектов».
Кроме того, там предлагают ввести временный мораторий на проведение проверок субъектов предпринимательства. И взяться за разработку эффективной стратегии регуляторной политики предпринимательства, основанной на принципах рыночной экономики. До принятия же этой политики предлагается приостановить «разработку и продвижение НПА, направленных на ухудшение условий ведения бизнеса».
Государству также предлагают обеспечить широкое обсуждение законопроектов, регулирующих предпринимательскую деятельность, с представителями бизнес-сообщества посредством обязательного согласования проектов НПА с устойчивыми бизнес-ассоциациями.