День суда: Анкара претендует на торговый центр в Бишкеке

ТРЦ «VEFA», более шести лет принадлежащий компании из Кыргызстана, считает своим Государственный фонд Турции в лице АО «Озгюн Иншаат Таахют ве Тижарет». Судебные тяжбы тянутся уже более шести лет, но в последние два месяца резко активизировались, и вышли на финишную прямую.

День суда: Анкара претендует на торговый центр в Бишкеке

Исторически АО «Озгюн Иншаат Таахют ве Тижарет» и «VEFA» действительно связаны. Изначально «Озгюн Иншаат Таахют ве Тижарет» не принадлежала турецким властям. Она была частной компанией с целым спектром интересов: от строительства зданий и объектов инфраструктуры до энергетики и добычи полезных ископаемых. В Кыргызстане у «Озгюн Иншаат Таахют ве Тижарет» был свой филиал, которым руководил Хулуси Айверди, и несколько объектов. В 2004 году филиал «Озгюн Иншаат Таахют ве Тижарет» получил разрешение от мэрии Бишкека взять участок в центре города во временное пользование на 49 лет и построить на нем здание бизнес-центра – ТРЦ «VEFA».

Торговый центр «VEFA» принадлежал филиалу «Озгюн Иншаат Таахют ве Тижарет» почти 10 лет. Но в начале 2016 года у компании появилась «дочка»: зарегистрированное в Кыргызстане ОсОО «Аруу Жылдыз». В его составе учредителей значились кыргызский филиал «Озгюн Иншаат Таахют ве Тижарет», а также ее глава Хулуси Айверди и Хасан Оздоган. ТРЦ «VEFA» стал вкладом материнской компании в уставной капитал «дочки». Позже Айверди, имея на руках доверенности от членов Совета директоров «Озгюн Иншаат Таахют ве Тижарет», продал ее доли в «Аруу Жылдыз» Умсун Назарбековой. Позже кыргызстанка не только возглавила ОсОО, но и приобрела у филиала «Озгюн Иншаат Таахют ве Тижарет» право на временное пользование земельным участком под ТРЦ на 49 лет. Все эти действия были признаны в Кыргызстане законными.

В эти же годы в Турции набирало обороты противостояние между президентом Реджепом Тайипом Эрдоганом и сторонниками турецкого религиозного и общественного деятеля Фетхуллаха Гюлена, завершившееся попыткой государственного переворота в 2016 году. Сторонники Гюлена потерпели поражение и были арестованы, его движение «Хизмет» (известное и как FETO, так его называют турецкие власти) признали террористическим и запретили в стране. Имущество же тех, кто открыто или тайно был связан с гюленистами, или подозревался в такой связи, в Турции начали национализировать. Так АО «Озгюн Иншаат Таахют ве Тижарет», руководство которого заподозрили в связях с гюленистами, тоже стало государственным. Часть акционеров и членов Совета директоров была арестована, часть скрылась из Турции. Управление компании перешло к Государственному фонду Турции, под контролем которого она находится до сих пор.

Позже АО «Озгюн Иншаат Таахют ве Тижарет» начало собирать и национализировать и свои активы за рубежом. В 2017 году компания подала первый иск в Межрайонный суд Бишкека, связанный с возвращением в собственность ТРЦ «VEFA» и права временного пользования земельным участком под ним. За это время дело дважды доходило до Верховного суда, и все инстанции, кроме него, признавали, что кыргызская компания ничего возвращать турецкой стороне не должна, и закон не был нарушен. В марте 2020 года Верховный суд Кыргызстана неожиданно вернул дело на новое рассмотрение в Первомайский районный суд, где оно пробыло три года, практически не двигаясь с места. Но в начале мая 2023 года представители «Аруу Жылдыз» не были своевременно уведомлены об одном из заседаний 12 мая. Телефонограмму они не получали, а письменное извещение было получено только через три дня. 15 мая. В отсутствие одной из сторон судья Мелис Болотбаев принял заочное решение о том, что передача имущества в виде ТРЦ «VEFA» от кыргызского филиала АО «Озгюн Иншаат Таахют ве Тижарет» и договор купли-продажи прав на временное пользование земельным участком, на котором стоит ТРЦ «VEFA» «недействительные» и не соответствуют закону. Заявление об отмене заочного решения в том же суде рассмотрели, но оставили в силе, и тогда в «Аруу Жылдыз» обратились в Бишкекский городской суд. В этот же суд обратились и представители АО «Озгюн Иншаат Таахют ве Тижарет» с частной жалобой на своих оппонентов.

К двум одновременным заседаниям в Бишкекском городском суде кыргызские бизнесмены прибыли с дополнительной защитой, наняв еще нескольких адвокатов из Казахстана. Оба заседания были открытыми, и журналист «МК-Азия» смогла посетить их.

«Суд все понимает»

Первое заседание касалось попытки «Аруу Жылдыз» отменить заочное решение Первомайского районного суда Бишкека. Судебная коллегия выслушала все аргументы стороны, и удовлетворила несколько ее ходатайств – в частности, о возможном присутствии СМИ в зале, о ведении СМИ видеосъемки, а также о ведении видеозаписи и аудиозаписи заседания самим судом. Однако в итоге решение коллегии осталось тем же, что и в Первомайском районном суде. Несвоевременное извещение о заседании, что не дало возможности ответчику представить свою позицию, не стало фактом, влияющим на отмену решения этого заседания. Как и еще ряд ходатайств – о том, что не все возможные свидетели были допрошены, и не все документы предоставлены, а в предоставленных оппонентами документах могут быть неточности перевода с турецкого на русский. Заочное решение в пользу турецкой стороны осталось в силе, его не отменили. И у «Аруу Жылдыз» остался месяц на то, чтобы опротестовать решение Бишкекского горсуда.

Второе заседание касалось непосредственно частной жалобы АО «Озгюн Иншаат Таахют ве Тижарет» о том, что передача ТРЦ «VEFA» в счет уставного капитала ОсОО «Аруу Жылдыз» была незаконной и ничтожной. Его рассматривала уже другая коллегия. «Аруу Жылдыз» так же, как и на первом заседании, ходатайствовала о присутствии СМИ в зале, а также о видеосъемке заседания как в частном порядке, так и самим судом, что было удовлетворено. Нескольким ходатайствам – в частности, о том, что «Озгюн Иншаат Таахют ве Тижарет» упускала сроки подачи своих исковых заявлений в суд – решили дать оценку на общих основаниях при рассмотрении материалов дела. Большая же часть ходатайств была отклонена коллегией, чтобы не затягивать процесс. В частности, в «Аруу Жылдыз» просили вызвать в качестве дополнительного свидетеля экс-бухгалтера кыргызского филиала АО «Озгюн Иншаат Таахют ве Тижарет». Она могла озвучить сведения о бухгалтерском балансе и состоянии активов истца в 2016 и 2017 годах, чтобы показать, действительно ли передача ТРЦ была ничтожной и получила ли компания выгоду или нет. Данные могли бы повлиять на решение суда: было сказано, что до этого женщина ни разу не выступала как свидетель за время тяжб. Однако в ходатайстве было отказано. Как и в ходатайстве об обязательном присутствии на процессе нотариуса, которая сопровождала сделку купли-продажи и подписание договора. По версии «Аруу Жылдыз», она и ее представители не всегда извещались о заседаниях – в этот же раз она не могла присутствовать по уважительной причине. Как и ее представители. Но коллегия решила, что за время многолетних тяжб все они вполне могли дать показания и предоставить все важные документы – и присутствие их необязательно. Кроме того, в качестве третьей стороны «Аруу Жылдыз» предлагало привлечь в суд представителей мэрии города Бишкек в лице Департамента по управлению муниципальным имуществом. Поскольку именно мэрии города принадлежит участок, сданный ей в аренду на 49 лет кыргызскому филиалу АО «Озгюн Иншаат Таахют ве Тижарет» в 2004 году, права на временное пользование которым выкупила «Аруу Жылдыз». И сейчас, в случае победы турецкой стороны, земля уйдет уже госкомпании этого государства, а не бизнесу и не городу. В этом ходатайстве также было отказано.

Возник спор и вокруг того, как быть с новыми адвокатами, которые не были знакомы с делом полностью. Судебная коллегия сначала отметила, что адвокатов у ответчиков, знакомых с делом, и так хватает для участия в прениях и защите, и что ознакомление с делом затянет время рассмотрения снова. Однако в итоге суд пошел навстречу. И коллегия перенесла прения сторон на несколько дней, чтобы новые адвокаты смогли ознакомиться с делом.

По словам одного из адвокатов, прибывших защищать интересы кыргызских предпринимателей из Казахстана, у него и его коллег есть опыт ведения международных процессов в Турции, в США и в других странах с англосаксонской правовой системой. И вопросы о недействительности сделок, осложненные иностранными элементами, в их практике присутствуют.

«Но то, что тяжбы идут уже порядка шести лет, и то, что дело дважды рассматривалось кассацией и дважды возвращалось Верховным судом на новое рассмотрение – это, конечно, нонсенс. Мы возмущены тем, что ходатайства, которые сейчас мы подали суду, рассматриваются поверхностно, и тем, что почти все ходатайства, которые мы подавали, суд отклонил. Мы видим, что суд все понимает, он знает все материалы дела и доказательную базу, однако не знаю, по каким причинам выносятся такие решения», – отметил Нурлыбек Султан Нусипжанов, юрист международной юридической фирмы «ILF A&A».

Позиция Турции

Представители интересов АО «Озгюн Иншаат Таахют ве Тижарет», которое после национализации в 2016 году управляется Государственным фондом Турции, считают: торговый центр должен быть возвращен компании.

По их словам, на момент подписания документов о передаче ТРЦ «VEFA» в счет уставного капитала кыргызской компании уже было ясно, что «Озгюн Иншаат Таахют ве Тижарет» и ее филиалы перейдут под контроль турецких властей. Потому что ее руководство подозревалось в связях с гюленистами и в их поддержке, и в отношении него уже начали расследование.

И на момент подписания соглашения о передаче в счет формирования уставного капитала ОсОО «Аруу Жылдыз», и на момент заключения договора о купле-продаже прав на временное пользование земельным участком, на котором стоит ТРЦ, уже было ясно, что у обвиняемых в поддержке гюленистов и их террористической деятельности изымают активы в пользу государства. Поэтому все действия вокруг ТРЦ «VEFA» со стороны руководства кыргызского филиала АО «Озгюн Иншаат Таахют ве Тижарет» в Анкаре считают попыткой вывести торговый центр из-под такого изъятия.

«С 2015 года начинается расследование в Турции. Со второго полугодия начинается процесс национализации имущества гюленовцев и потом уже, после, была попытка захвата [ими] власти в 2016 году. С 2015 года дела возбуждаются – в 2015 году был национализирован «Кайнак». В последующем расследование идет – а они [руководство филиала АО «Озгюн Иншаат Таахют ве Тижарет» в Кыргызстане] эту сделку совершают здесь, вывод актива», – говорит адвокат Алия Турумбекова, представляющая интересы турецкой стороны.

По версии этой стороны, бывший глава филиала «Озгюн Иншаат Таахют ве Тижарет» в Кыргызстане и соучредитель «Аруу Жылдыз» Хулуси Айверди изначально не имел права на такое распоряжение имуществом в интересах компании. Кроме того, АО «Озгюн Иншаат Таахют ве Тижарет» «ни сома» выгоды не получило от того, что перестало владеть ТРЦ: ни кыргызский его филиал, ни головной офис в Турции. Наоборот, из-за действий Айверди компания потеряла актив за рубежом. Который теперь намерена вернуть – только уже новым управляющим ей, в лице властей Турции.

«Как утверждает гражданка Назарбекова, они что-то купили. У кого она купила долю? Она купила ее у Хасана Оздогана. Если она в действительности расплатилась, так почему же претензии к нему не выставляет? Не имея на то права, если [он] продал чужое имущество – ты, если деньги заплатила, тогда с него и стребуй», – говорит Турумбекова.

Что касается деятельности ТРЦ «VEFA», где сейчас работают более 1300 человек, то, по ее словам, если суд будет выигран турецкой стороной, то закрывать здание и выгонять всех сотрудников и арендаторов не планируют. Однако за время тяжб, в 2020 году, вскоре после окончания локдауна из-за коронавируса, сторона АО «Озгюн Иншаат Таахют ве Тижарет» уже ходатайствовала о том, чтобы остановить работу ТРЦ «VEFA» как спорного имущества. Тогда Первомайский районный суд ходатайство удовлетворил, и арендаторы обратились за помощью к СМИ. Позже Верховный суд отменил решение. И торговый центр не закрыли. Турумбекова отметила, что ходатайство было своего рода реакцией на то, что оппоненты «злоупотребляют правами и не дают по существу рассматривать дело». Однако настаивать на закрытии ТРЦ и прекращении его работы сейчас сторона не намерена – чтобы «не страдал обычный народ, который кормит это место».

В случае победы в суде турецкой стороны будет перезаключение договоров, в которых могут поменяться некоторые условия – и потом «кто где работал, тот там и будет работать».

«Все будет зависеть от того, как поведут себя руководители «Аруу Жылдыз». Выйдет решение, пройдем перерегистрацию, они, если возьмут добровольно и все передадут – люди так и останутся. Ни на один день не будут закрывать [ТРЦ «VEFA»]. В случае, если они будут отказываться – тогда, извините, придется его закрывать. Придется их выселять всех. Тогда это другое дело. Поэтому в этой части уже должны себя с человеческой, объективной стороны должны себя проявить в «Аруу Жылдыз», если решение вынесется в нашу пользу», – сказала Турумбекова.

«МК-Азия» продолжает следить за развитием событий.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру