Порт Чабахар, расположенный в юго-восточной иранской провинции Систан-Белуджистан, является глубоководным портом, который является единственным иранским портом, непосредственно связанным с океаном. Индия проявляет интерес к развитию порта с 2003 года, чтобы укрепить торговые связи с Афганистаном и Центральной Азией.
Соглашение о реализации этой инициативы обсуждалось более десяти лет. В 2012 году состоялась первая трехсторонняя встреча с участием Индии, Ирана и Афганистана с целью ускорения инвестиций в торговлю и транзит, в частности, через Чабахар. В 2013 году Индия объявила об инвестициях в размере 100 миллионов долларов США в строительство первого глубоководного порта Ирана в Чабахаре. В 2015 году между Индией и Ираном было подписано двустороннее соглашение, в соответствии с которым Индия обязалась инвестировать 500 миллионов долларов США в модернизацию одного причала (терминал Шахид Бехешти) в Чабахаре и строительство комплекса по обработке контейнеров длиной 600 метров.
В 2016 году было достигнуто трехстороннее соглашение с участием Индии, Ирана и Афганистана о создании Международного транспортно-транзитного коридора, соединяющего Индию с Центральной Азией, Европой, Афганистаном и за его пределами. Это привело к началу строительства порта, первая фаза которого была открыта. India Ports Global Limited взяла на себя часть операций Chabahar в 2018 году. С тех пор Индия осуществила контроль за обработкой более 90 000 TEU контейнерных перевозок и более 8,4 млн тонн навалочных и генеральных грузов. Порт, в частности, сыграл жизненно важную роль в содействии распределению гуманитарной помощи, особенно во время пандемии Covid-19.
Наконец, после долгого пути, длившегося более 10 лет, состоялось подписание долгосрочного контракта на развитие портового терминала Шахид Бехешти в Чабахаре. Контракт был подписан между India Port Global Limited (IPGL) и Организацией портов и судоходства Ирана (PMO) в присутствии индийского и иранского министров в Иране. Этот контракт заменил соглашение 2016 года, которое ранее требовалось продлевать на ежегодной основе. Индийскую делегацию возглавляли достопочтенный министр портов, судоходства и водных путей Союза АЮШ Шри Сарбананда Соновал, который прибыл в Иран вместе со своим иранским коллегой Его превосходительством Мехрдадом Базрпашем, министром дорог и городского развития Ирана.
Согласно контракту, IPGL возьмет на себя обязательства по дальнейшему оснащению и эксплуатации порта в течение срока действия Контракта. Кроме того, контракт будет продлен, как только истечет первоначальный 10-летний период. Для расширения возможностей порта IIGPL планирует инвестировать около 120 миллионов долларов США. Кроме того, Индия предоставила кредит на сумму 250 миллионов долларов США специально для совместных проектов, направленных на расширение порта Чабахар.
Углубление региональной интеграции между Индией и Ираном, Афганистаном и Центральной Азией
Долгосрочное соглашение между Индией и Ираном о строительстве портового терминала Шахид Бехешти знаменует собой важную веху в двусторонних отношениях между двумя странами. Этот контракт свидетельствует о прочных связях и растущем партнерстве между Индией и Ираном. Ожидается, что в ближайшие годы соглашение приведет к беспрецедентному росту торговли. Порт предоставит Индии возможность расширить свои инвестиции в Иран, который является важным партнером для обеспечения энергетической безопасности. Этот шаг приведет к существенному снижению затрат Индии на импорт нефти и оптимизирует торговые процессы, позволяя осуществлять прямые поставки грузов в Иран и из Ирана без дополнительных затрат на стыковку в ОАЭ.
В 2022-23 годах товарооборот Индии с Ираном составил 2,3 миллиарда долларов, из которых экспорт составил 1,6 миллиарда долларов, а импорт - 672 миллиона долларов. Однако ожидается, что в ближайшие годы динамика торговли значительно улучшится. Ожидается, что этот контракт позволит увеличить объем торговли не только с Ираном, но и со странами Центральной Азии и Афганистаном. В состав Центральной Азии входят Казахстан, Туркменистан, Узбекистан, Кыргызстан и Таджикистан. Общий объем торговли Индии с этой группой составляет около 1,2 миллиарда долларов, из которых общий объем экспорта составил 911 миллионов долларов, а импорта - 360 миллионов долларов. Кроме того, в 2022-23 годах товарооборот Индии с Афганистаном составил 889 миллионов долларов, при этом экспорт составил 437 миллионов долларов, а импорт - 452 миллиона долларов. Ожидается, что подписание этого исторического соглашения увеличит объем торговли и будет способствовать большей региональной интеграции.
Стратегическое и экономическое значение пакта для Индии
Это историческое соглашение для морского сектора региона, поскольку Индия и Иран подписали долгосрочное соглашение по порту Чабахар, знаменующее собой новую эру торговли и морского сотрудничества, а также перевалки грузов. Это выведет трехстороннюю торговлю между Индией, Ираном и Афганистаном на новые траектории. Поскольку Индия продолжает инвестировать в порт Чабахар, его эффективность и пропускная способность будут еще более повышены, что укрепит приверженность Индии экономическому развитию региона.
Стратегическое расположение Чабахара открывает замечательные возможности для его развития в качестве центра перевалки грузов. Благодаря большой осадке в 16 метров порт хорошо подходит для приема крупных грузовых судов. Кроме того, его близость к оживленным торговым маршрутам, таким как Азия-Европа и Азия-Азия-Азиатский торговый путь, облегчает транспортировку значительных объемов грузов.
Кроме того, Чабахар рассматривается в качестве важнейшего звена на восточном маршруте Международного транспортного коридора Север-Юг (INSTC), облегчающего перемещение товаров между Индией и странами Центральной Азии. Это сотрудничество между Индией и Ираном по развитию инфраструктуры и логистики вдоль 7200-километрового транспортного коридора INSTC направлено на сокращение транспортных расходов и времени, способствуя развитию торговли между этими регионами. Этот грандиозный контракт не только расширит существующие объемы торговли, но и откроет новые возможности для торговли.
Более того, это повысит устойчивость цепочки поставок в регионе. Это увеличит вклад Индии в глобальные цепочки создания стоимости. Введение регулярных морских перевозок между портом Чабахар и портами Индии принесло стабильность и уверенность торговым компаниям, обеспечив им видимость и предсказуемость их операций в цепочке поставок.
Соглашение предусматривает создание Зоны свободной торговли, которая, как ожидается, привлечет миллиарды долларов инвестиций. Такая интеграция порта со свободной зоной повышает его привлекательность, в то время как стимулы, предоставляемые Индией, такие как скидки на сборы, связанные с судами и грузами, укрепляют торговую деятельность в Чабахаре, способствуя экономическому развитию и сотрудничеству.
Таким образом, подписание долгосрочного контракта на строительство портового терминала Шахид Бехешти в Чабахаре знаменует собой не только важную веху в двусторонних отношениях между Индией и Ираном, но и важный шаг на пути региональной экономической интеграции и взаимодействия. Индия будет играть уравновешивающую роль в отношениях между двумя странами и предпримет активные меры по укреплению мира во всем мире. Это соглашение укрепляет углубляющееся партнерство между Индией, Ираном и странами Центральной Азии, прокладывая путь к росту мировой торговли, инвестиций и мира.
Поскольку Индия продолжает инвестировать в порт Чабахар, его стратегическое позиционирование и улучшение инфраструктуры еще больше повысят его роль в качестве важного перевалочного узла и ключевого компонента Международного транспортного коридора Север-Юг. С созданием зоны свободной торговли и введением льгот Чабахар готов привлечь значительные инвестиции и способствовать экономическому развитию региона. Это долгосрочное обязательство подчеркивает приверженность Индии укреплению региональной стабильности, жизнестойкости и процветания посредством совместных инициатив, таких как порт Чабахар.