"Мир уже не тот, что 30 лет назад. Практически все постсоветские страны были втянуты в глобализацию, став участниками Всемирного банка и МВФ, членами ВТО. Мы вовлеклись в международную финансовую инфраструктуру, включающую платежные системы, в том числе SWIFT. Но сегодня эта система регулируется определенной доминантной группой, преимущественно из представителей западных стран. И эта однополярность ставит в уязвимое положение экономики слабых стран, зависящих от внешних вливаний", - отметил Насыров.
Он подчеркнул, что структура товарооборота Кыргызстана (по состоянию на август 2024 года) характеризуется преобладанием импорта (80%) над экспортом (20%). Ключевыми звеньями внешнего товарооборота являются страны ЕАЭС и Китай. В этой связи Кыргызстану следует определиться с приоритетами экономического роста и понять, с кем и в каком направлении работать.
"Львиная доля поступлений от трудовых мигрантов приходится на РФ и страны ЕАЭС. То же самое относится и к экспорту. Наступает момент, который может определить параметры будущего существования страны. Нам необходимо определиться, где и с кем нам быть, в какой конфигурации финансовых взаимоотношений", - подчеркнул экономист.
Насыров также обратил внимание на двойственную ситуацию в банковской системе Кыргызстана: с одной стороны, она зарабатывает гиперприбыли, но с другой стороны, зависит от санкционных приемов. Это актуализирует вопрос о необходимости определения типа регуляции финансовой системы, учитывая, что от этого будут зависеть экономические процессы.
"Сегодня многие страны мира хотят справедливой системы финансовых и торгово-экономических взаимоотношений. Начался процесс сокращения влияния доллара и распад основанной на Бреттон-Вудских соглашениях финансовой инфраструктуры. Требуется разработка альтернативной платежной системы. Этот вопрос нужно было решать еще несколько лет назад, например, в рамках ЕАЭС", - указал Насыров.
Он считает, что БРИКС стоит во главе трансформации мировых экономических процессов, в связи с чем в него вступают страны, ищущие справедливости в финансовых взаимоотношениях.
"Для реализации идей объединения страны БРИКС – Саудовская Аравия, Китай и др. перемещают из стран коллективного запада на свои территории золотой резерв. Если мы придем к тому, что 95% платежей будут осуществляться в национальных валютах, то их золотое подкрепление станет основополагающим. Соответственно, изменятся и принципы формирования и управления платежной инфраструктурой", - объяснил эксперт.
В качестве альтернативы золотому резерву он указал на цифровые финансовые активы, что также необходимо учитывать при регулировании финансово-кредитной системы Кыргызстана.
"В данном контексте БРИКС также представляется перспективным механизмом. Если вектор и финансовая инфраструктура изменится в сторону данного объединения, то Кыргызстану, с учетом его структуры экспорта/импорта, привязанной странам, которые находятся в БРИКС, необходимо заявить свой интерес на вступление в данный формат и через него получить доступы к будущим возможностям", - сказал Насыров.
Он подчеркнул, что Кыргызстану уже сегодня необходимо начать прорабатывать вопросы интеграции в альтернативную платежную инфраструктуру. Он также отметил инициативу по запуску платформы по сотрудничеству в области финтеха в рамках ОТГ, которую Кыргызстан поддержал недавно.
"Несмотря на наличие множества альтернатив, нам нужно определиться с приоритетами, исходя из жизненных потребностей и национальных интересов", - заключил Насыров.