По предварительным данным Нацстаткома, валовой внутренний продукт (ВВП) за 11 месяцев года составил более 1,2 триллиона сомов, показав рост в 9%. Параллельно шло развитие инфраструктуры и реализация масштабных проектов в энергетике и транспорте. Однако, несмотря на эти успехи, бизнес в Кыргызстане столкнулся с рядом трудностей, включая усиление фискального регулирования, давление со стороны контролирующих органов и случаи потери имущества, что создало атмосферу неопределенности и препятствия для устойчивого развития частного сектора. Международный деловой совет (МДС) провел анализ ситуации и представил свои выводы и рекомендации по улучшению делового климата.
В 2024 году был принят ряд важных законов, направленных на улучшение условий для бизнеса. Среди них:
Снижение страховых взносов: Ставки страховых взносов были значительно снижены с 27,25% до 12,25% (за исключением некоторых отраслей), что привело к снижению неформальной занятости, увеличению числа плательщиков и повышению заработной платы.
Совершенствование налогового администрирования: Налоговые процедуры стали более удобными для налогоплательщиков, были введены дополнительные налоговые льготы для агропромышленного сектора и устранены коллизии в Налоговом кодексе.
Усиление защиты бизнеса: Введена уголовная ответственность за воспрепятствование законной предпринимательской деятельности, а также установлен приоритет электронного наблюдения и залога при выборе мер пресечения для предпринимателей, обвиняемых в экономических преступлениях.
Обновление Трудового кодекса: Принятие новой редакции Трудового кодекса установило срок исковой давности по спорам о взыскании зарплаты в 3 года, ввело единую ставку пени за просрочку выплат и узаконило "комбинированную дистанционную работу", что должно способствовать балансу интересов работников и работодателей.
Несмотря на позитивные изменения, ряд проблемных вопросов по-прежнему стоят на пути развития бизнеса в Кыргызстане:
Защита частной собственности: В течение года участились случаи изъятия имущества и передачи частной собственности в государственную, зачастую без соблюдения правовых процедур и с ущербом для добросовестных приобретателей. По состоянию на декабрь 2024 года, государству было возвращено более 1000 объектов.
Административное давление: Несмотря на мораторий на проверки бизнеса, введенный указом президента, компании по-прежнему сталкиваются с частыми проверками со стороны правоохранительных органов, которые нередко сопровождаются изъятием товаров и приостановкой деятельности.
Инвестиционный климат: События, связанные с изъятием собственности и давлением на бизнес, негативно сказываются на доверии инвесторов. Приток прямых иностранных инвестиций (ПИИ) за январь-сентябрь 2024 года составил 746 млн долларов США, что значительно ниже целевых показателей. Дипломатические представительства также отмечают нестабильность бизнес-среды и высокие риски, которые отпугивают потенциальных инвесторов.
Фискальные требования: Введение дополнительных фискальных требований, особенно в части маркировки подакцизной продукции, создает дополнительные трудности и расходы для отдельных категорий бизнеса, негативно сказываясь на их инвестиционной привлекательности.
Коррупция и бюрократия: Высокий уровень коррупции и бюрократические барьеры продолжают оставаться серьезными препятствиями для развития частного сектора. Международные рейтинги подтверждают, что Кыргызстан остается страной с высоким уровнем восприятия коррупции.
Другие проблемы: Отток квалифицированных кадров, ограниченный доступ к финансированию, нереализованный экспортный потенциал, непрозрачность государственных закупок, ограниченные возможности для роста частного сектора и низкая производительность труда также являются факторами, сдерживающими экономическое развитие страны.
МДС выразил уверенность, что 2025 год может стать годом позитивных перемен для бизнеса в Кыргызстане. Для этого необходимы следующие шаги:
Укрепление верховенства права: Необходимо обеспечить соблюдение законности и прозрачности при проведении любых проверок и изъятии имущества, а также защищать права добросовестных предпринимателей.
Упрощение регулирования: Следует уменьшить административное давление на бизнес и упростить бюрократические процедуры.
Борьба с коррупцией: Необходимо усилить борьбу с коррупцией и повысить прозрачность деятельности государственных органов.
Создание благоприятного инвестиционного климата: Необходимо создать предсказуемую и стабильную бизнес-среду, которая будет привлекать как отечественных, так и иностранных инвесторов.
Поддержка частного сектора: Необходимо создавать условия для развития частного сектора, обеспечивая доступ к финансовым ресурсам, технологиям и квалифицированной рабочей силе.
Совместные усилия государства и бизнеса позволят Кыргызстану создать процветающую и устойчивую экономику, основанную на принципе честной конкуренции для ведения бизнеса.