В предыдущих номерах «МК-Азия» писал о судьбе соучредителя российско-кыргызской компании «Фирма «АКИФ»» бизнесмена Сергея Фищенко, взятого под стражу в конце января 2019 года сотрудниками ГСБЭП при ПКР и ставшего фигурантом уголовного дела. Причем одновременно и в качестве потерпевшего от действий мошенников, и в качестве обвиняемого в покушении на совершение мошеннических действий в особо крупном размере.
Обвиняют Фищенко в том, что он, якобы, собирался похитить кредит в размере 3 млн долларов США, который был выдан «АКИФу» в 2013-2014 годах «Росинбанком». Это его покушение на мошенничество прервала уступка прав требования банком в 2017 году сначала некоему ОсОО «Альфа Бест» (о вопросах, связанных с этой сделкой, «МК-Азия» так же уже писал ранее, – Авт.), а потом от «Альфа Беста» экс-соучредителю «Альфа Беста» Расулу Кузекееву. Обе цессии в настоящее время оспариваются в суде «АКИФом» и выплата по кредиту сначала первому покупателю его – юрлицу, а затем и второму покупателю физлицу Кузекееву – значила бы соглашение с переуступками прав требования. Кроме того, фактически ущерба по делу нет, так как покушение было прервано. Деньги же после выдачи банком стали собственностью «АКИФа», и перестали быть собственностью «Росинбанка» (к слову, не имеющего к нему претензий) – соответственно, и крайнего процессуального преемника банка в лице Расула Кузекеева, тоже... Однако российский подданный уже получил обвинение в попытке мошенничества и предстает перед судом, а по сути же – за непогашение кредита перед Кузекевым, с переуступкой прав требования которому он не согласен.
Участники «АКИФа», включая и Сергея Фищенко, убеждены в том, что в выкупе «Альфа Бестом» у «Росинбанка» права требования по кредитному договору «Альфа Бест» использовал средства, добытые в результате хищения в «АКИФе» ранее, о чем они неоднократно заявляли и в банк и в правоохранительные органы. Поэтому их согласие с произведенной уступкой без детальной проверки источника происхождения средств у «Альфа Беста» как минимум вызывает удивление. Свою позицию предприниматели четко и однозначно заявляли и в правоохранительные органы и в гражданские суды. Однако сейчас именно эта их позиция, непримиримая к совершению или к пособничеству в совершении преступлений против порядка осуществления экономической деятельности, а именно к этой категории преступлений относится легализация (отмывание) преступных доходов, теперь фактически вменяется им в вину следователем Финпола Сабировым и прокурором Байдылдаевым.
Ввиду многих нарушений в ходе следственных мероприятий родственники Фищенко неоднократно обращались в Генпрокуратуру КР, в Посольство РФ в КР, в ГКНБ КР и даже к президенту КР Сооронбаю Жээнбекову как к гаранту соблюдения конституционных и международных прав и свобод человек, а сам он объявлял голодовку, которую прервал более чем через 2 недели в связи с ухудшением здоровья и первыми признаками внимания к жалобам со стороны Аппарата президента КР. Однако, скоро исполнится пять месяцев с момента заключения Фищенко в бишкекский СИЗО, а ощутимых изменений в сторону установления справедливого и законного решения его судьбы нет.
Орбита расширяется
Кроме того, в орбиту уголовного преследования по «Делу «АКИФа»» попал не только Фищенко, но и гендиректор ОсОО «Фирма АКИФ» Качыбеков Жаныбек и двое сыновей соучредителей ОсОО «Фирма АКИФ», потерпевших от мошенничества Турманбетов Эрмек и Куватбеков Рустем. Куватбеков, к слову, приходится Фищенко шурином – братом его жены – и некоторое время работал в «АКИФе» простым менеджером, не связанным каким-либо образом с погашением вышеупомянутого кредита. Дело, где Куватбеков выступает обвиняемым, так же передано в Первомайский районный суд, и рассматривается тем же судьей, что и «Дело «АКИФа»», уже состоялось предварительное заседание. Как следует из обвинительного заключения, Рустем Каленович Куватбеков «путем обмана и злоупотреблением доверия» содействовал «мерам по созданию условий, направленных на неисполнение данных обязательств перед Р. Кузекеевым (замена переуступки прав требования которого произведена на основании определения суда от 30.01.2018 года)», в связи с чем «при указанных обстоятельствах действиями Р. Куватбекова, как пособника в совершении преступных деяний потерпевшему Р. Кузекееву, причинен ущерб в особо крупном размере на сумму 4 325 978, 96 долларов США».
Любопытно, но эта же сумма ущерба, по совпадению, фигурирует и в другом деле, косвенно связанном с переуступкой прав требования злополучного кредита от «Росинбанка» к «Альфа Бесту». В начале апреля 2019 года представители интересов ОсОО смогли убедить судью Межрайонного суда Бишкека Айдарбека Алымкулова в том, что юрлицо, приобретая по договору уступки прав требования права по кредитному договору к ОсОО «Фирма АКИФ» за 2 млн 350 тыс. долларов США, рассчитывало получить от сделки 4 325 978,96 долларов США, но не получило. Эту упущенную выгоду решением судьи «Росинбанк» должен был компенсировать в полном объеме – в размере 94 млн 193 тыс 390, 85 сомов (либо 1 млн 355 485,87 долларов США по курсу валют в день подачи иска, – Авт.). Но ввиду ряда нарушений, вызывающих сомнение в правосудности решения, «Росинбанк» уже опротестовывает его (о чем уже ранее писал «МК-Азия», – Авт.)
Государство наблюдает
За это время помимо попыток «достучаться» до руководства Кыргызстана, и обратить его внимание на происходящие нарушения законодательства во время процессов, связанных с «Делом «АКИФа»» и препятствия к правосудности, семья инвестора обратилась за защитой и в органы Российской Федерации. Обращение, связанное с юридическим тупиком, куда попал Фищенко в КР, поступило от него самого в МИД РФ, а от его супруги Розы Фищенко – в Совет при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ). В конце апреля из МИД РФ пришел ответ – обращение от самого бизнесмена было перенаправлено в Посольство РФ в КР. По данным СПЧ, диппредставительство уже занялось оказанием юридической помощи и адвокацией прав своего подданного.
«Планируется участие российских дипломатов и в последующих судебных заседаниях по указанному делу. Запрошено разрешение на проведение консульской встречи с подследственным в СИЗО № 1 г. Бишкека с целью выявления возможных нарушений его прав и проверки условий содержания под стражей. К делу Фищенко С.В. также подключены сотрудники Общественного фонда поддержки и защиты прав российских соотечественников «Свобода», которые взаимодействуют с его адвокатами и оказывают ему правовую помощь. Консульский отдел Посольства России в КР выполняет консульские функции в отношении Фищенко С.В. в соответствии с требованиями Федерального закона от 05 июля 2010 года № 154-ФЗ «Консульский устав Российской Федерации», предпринимая все необходимое для защиты его прав и законных интересов», – отмечается в ответе ведомства на обращение.
Дурная слава
Кроме того, скоро «Дело «АКИФа»» вместе с рядом своих нюансов станет известным и на международном уровне. По информации «МК-Азия», семья Фищенко уже обратилась в Международный арбитражный суд за защитой прав главы семьи, руководствуясь тем, что Кыргызстан не соблюдает в его отношении положения уже подписанного и давно ратифицированного документа «Соглашение о поощрении и взаимной защите инвестиций в государствах-членах Евразийского экономического сообщества» от 12 декабря 2008 года. Правовой аудит дела, в рамках которого Сергею Викторовичу предъявлено обвинение, уже ведет компания Withers LLP. Работа еще не завершена, однако уже очевидно, что в деле налицо ряд нарушений прав человека, кроме того, обнаружены признаки нарушения законодательства КР и заинтересованности государственных органов КР в осуществлении незаконного отъема собственности бизнесмена и его партнеров. После того, как правовой аудит будет завершен, Кыргызстан получит официальное уведомление об иске. Вероятность его удовлетворения Международным арбитражным судом высока.
Очевидно, что подобный международный процесс для Кыргызстана не последний. Недовольных работой госорганов и представителей всех ветвей власти инвесторов и предпринимателей – множество, готовых идти в суде до конца за защитой своих прав – в разы меньше, но есть и исключения. Один из последних примеров – литовское ЗАО «Garsu pasaulis», которое так же находится на стадии подготовки иска в международный арбитраж против республики – на основании того, что компания стала победителем тендера на поставку бланков для биометрических паспортов нового поколения, но в выполнении заказа ей было отказано, плюс необоснованно подмочена деловая репутация. По версии же ГКНБ КР, итоги тендера были предопределены, а компания аффилирована с руководством ГРС... В защиту прав как отечественных, так и иностранных предпринимателей на территории Кыргызстана в спорных случаях, как в случае с Фищенко или с победителями тендера мог бы выступить институт бизнес-омбудсмена. Его приказал создать в минувшем году президент Сооронбай Жээнбеков после встречи с бизнесменами, озвучивавшими ему напрямую свои проблемы более 2 часов. Однако спустя восемь месяцев после этой встречи воз и ныне там: около месяца назад Наблюдательный совет бизнес-омбудсмена КР при поддержке Европейского банка реконструкции и развития завершил прием заявок на должность главного защитника прав предпринимателей в республике. Известно, что критерии для претендентов на кресло были весьма строги, а вот информация о том, кто же прошел отбор, не обнародовалась. Возможно, что подходящего кандидата просто не нашлось, а это значит, что в Кыргызстане предприниматели вне зависимости от подданства и желания вкладываться в экономику остаются по-прежнему без всякой защиты.
«МК-Азия» следит за развитием событий.