Речь идет об опубликованном в ночь на 22 ноября расследовании Organised Crime and Corruption Reporting Project (OCCRP), кыргызского бюро радио «Свобода» - «Азаттык» и медиаресурса «Kloop.kg» «История Айеркена Саймаити, отмывшего 700 млн долларов через Кыргызстан». Незадолго до своего громкого убийства в Стамбуле бизнесмен уйгурского происхождения родом из Китая Айеркен Саймаити предоставил расследователям документы о работе международной сети контрабанды товаров из Китая через Кыргызстан и крупнейшей коррупционной сети в Кыргызстане.
Сам Саймаити, исходя из расследования и своего признания, служил криминальному клану, управляемому уроженцем Китая Хабибулой Абдукадыром, как специалист по отмыванию нелегальных миллионов долларов США. «Слив» информации он организовал, так как вступил с бывшим работодателем в конфликт и вынужден был покинуть Кыргызстан, опасаясь за свою жизнь. По словам Саймаити и его документам, а также по иным данным, добытым в ходе расследования, Хабибула Абдукадыр и ряд его родственников имели выход на чиновников разных ведомств, уровней и рангов Кыргызстана в течение более пяти лет, в частности, на скандально известного экс-заместителя председателя Государственной таможенной службы Кыргызстана Райымбека Матраимова. Последний несколько лет назад фигурировал в крупном скандале, связанном с его скромной декларацией о доходах и его миллионном имуществе, и был уволен экс-премьером Сапаром Исаковым «за утрату доверия», но смог оспорить это решение в суде – хотя и не вернулся на прежнее место. Его семья в КР кулуарно считается способной влиять на происходящее в стране на разных уровнях и даже иногда именуется «кланом». В числе братьев и сестер Райымбека, исходя из открытых данных, есть чиновники разного уровня – от депутата парламента до главы родного района Матраимовых в Ошской области – до крупных бизнесменов, занимающихся грузовыми перевозками. Сам же Абдукадыр был настолько приближен к властям республики, что был даже гостем на инаугурации Сооронбая Жээнбекова… Факты были хлесткими и скандальными. Однако правоохранительные органы и профильные органы – МВД, Генпрокуратура, ГСБЭП при ПКР и ГКНБ Кыргызстана – комментировать расследование оперативно не стали, президент Кыргызстана так же вначале не комментировал происходящее. Последовавший с большим запозданием ответ пресс-службы главы государства от его лица показался мало убедительным для общества, как и слова президента в вышедшем вслед за расследованием интервью на площадке госинформагенства «Кабар». Расследование взорвало кырнет и кыргызскую политическую арену, вызвало сотни перепостов и тысячи комментариев, но почему-то не выплыло полноценно на официальные государственные телеканалы, а осталось в соцсетях.
Первая сетевая
В отличие от стандартных крупных кыргызских митингов, на которые приезжают жители регионов и выходят жители новостроек, в мирной акции приняли участие по большей части политически пассивные коренные бишкекчане – «балконские» на городском жаргоне – и активные пользователи соцсетей. Организаторами выступил ряд гражданских активистов и общественных деятелей разной политической направленности – от новорожденного движения «Умут-2020» экс-нардепа Ширин Айтматовой до Twitter и Instagram-блогеров, правозащитников и журналистов. Как следствие, мероприятие имело четкий регламент, хронометраж, модератора в лице Улана Усойуна, гражданского активиста, основателя фонда «Кочмондор», занимающегося возрождением исконных, а не сбережением навязанных кыргызских традиций. И даже открытую финотчетность – известно, что на плакаты с графическим изображением Матраимова, мегафон, горячий чай, листовки с правилами акции на русском и кыргызском языках, что раздавали на мероприятии, желтые карточки (символы акции, которые должны были, как в футболе, привлечь внимание властей к требованиям протестующих, и стать для них сигналом предупреждения: в случае, если к ним не прислушаются, карточки в будущем станут красными, – Авт.) и прочие расходы было затрачено 10 тысяч 907 сомов. Несмотря на имеющееся решение Первомайского районного суда, запрещающее до 1 декабря какие-либо мероприятия из-за того, что у Бишкека на носу был первый официальный визит президента Казахстана Касыма-Жомарта Токаева, собрание глав государств стран-участниц ОДКБ и несколько спортивных соревнований, эксперты по мирным акциям на основании законов КР не нашли оснований для отмены акции. Она состоялась, и даже была охраняема стражами порядка.
Не распугала общественность и погода: похолодание, слякоть под ногами и идущий снег. А также неудобное время – с 11.30 до 13.00: не все могли отпроситься с работы для выражения своей позиции, студентам и бюджетникам, а так же работникам экстренных служб как минимум право это было не дано. Но и без них протестующих было немало: у Белого дома собрались более тысячи человек – от молодежи до старожилов.
– Мы с одногруппницами узнали про REакцию в Twitter, и решили прийти ради будущего Кыргызстана и реальных реформ для этого будущего! Пришли бы, даже если бы в это время у нас шли занятия – одна пара ничего не значит для блага будущего страны! Мы не должны молчать, мы должны выражать свое недовольство тем, что президент и другие чиновники бездействуют, требовать реальных реформ. Молодежь не должна быть пассивной! Мы сами студенты и видим, что по всему миру и раньше и сейчас такие же студенты, как и мы, меняют страны к лучшему, меняют историю, а у нас молодежь – это пассивное крыло. Молодежный парламент и молодежь Кыргызстана должны быть активнее! – поделилась с «МК-Азия» одна из участниц акции, студентка 4-го курса столичного БГУ, Акак. – За несколько дней до акции мы несколько дней видели на Facebook и Twitter, что было много ботов и троллей, которые писали, что митинг этот проамериканский и люди на него придут якобы за деньги... Но я вижу здесь людей, которые беспокоятся за свою страну, много активной молодежи. И это радует!
Начали акцию с исполнения гимна Кыргызстана и дани памяти героям 7 апреля, у одноименного монумента. После минуты молчания и возложения цветов к памятнику толпа, скандируя простые лозунги на кыргызском языке, но понятные всем – «Реальных реформ!», «Всех воров – в тюрьму!», «Посадить Райыма!», двинулась в сторону главных ворот Белого дома. Людей становилось все больше, но порядок сохранялся. К воротам бишкекчане пришли с надеждой, что к ним выйдет хоть кто-нибудь, однако никто из парламентариев, представителей кабмина, аппарата президента и других чиновников не почтил их вниманием. Из известных политических персон, впрочем, на акции участников было тоже мало – Ширин Айтматова, Рита Карасартова, Адиль Турдукулов, Дастан Бекешев и еще несколько особ (к слову, Бекешев был единственным действующим депутатом ЖК, поддержавшим народную инициативу). Политическую площадку заняли новые молодые лица с новой повесткой.
– Инициатива принадлежит молодежи, она революционно настроенная часть любого общества, легкая на подъем. Эти люди знают, что будущее принадлежит им, но это будущее у них крадут, прямо сейчас, каждый день, каждый час. И именно они должны сказать свое слово этой негодной власти – «Вы кто такие, что пришли и определяете мое будущее?» – поделилась с «МК-Азия» Гульнара Джурабаева, член ЦИК КР, присутствовавшая на акции. – Я ожидала, что будет столько народу, но это лишь первая акция, их будет явно еще много. Если никаких подвижек не будет, движение только будет нарастать, даже если и будут угрозы. Обычно давлению и угрозам подвергаются молодые люди, мы, взрослые участники, более защищены. Защищает меня и мой статус. Но невозможно обуздать народную стихию, это как шторм или землетрясение!
После возвращения к памятнику революционерам 7 апреля участники приняли резолюцию. Требований немного, и они просты.
«Мы требуем адекватной реакции на расследование о выводе из страны $ 700 млн. Мы требуем отправить в отставку руководство ГКНБ, антикоррупционной службы ГКНБ, финпола и МВД и задержать Райымбека Матраимова. Мы требуем обеспечить безопасность СМИ и отдельным журналистам, гражданским активистам от угроз сторонников Матраимова. Мы требуем реальных реформ и очищения власти от воров!» – говорится в тексте документа.
После того, как подписи были поставлены, а время акции, заявленное по регламенту, истекло, люди начали понемногу расходиться: кто на работу и учебу, кто по домам, кто в ближайшие кофейни. Место у памятника борцам революции 7 апреля начало пустеть.
– Эта акция показала, что общество наше неравнодушно, оно реагирует на расследование, на происходящее в стране. Желтые карточки — как знак привлечения внимания, знак, что гражданам и обществу не все равно. Народ требует внимания, народ требует реформ и требует реакцию от властей, которой не видит, — поделился с «МК-Азия» после акции ее модератор в Бишкеке, Улан Усойун. — Это первый сигнал для властей, это только начало! Участников могло быть больше, более двух тысяч. Но кого-то смутила погода, кого-то испугала информация в сети и некоторых СМИ о запрете на митинги и акции, но он касается фактически не нас, а другого мероприятия, другого митинга. Мы же знаем законы, и знаем, что запрет нас не касается. Чиновников здесь я не видел, видел просто людей, просто граждан, которые не безразличны к судьбе страны!
Утром вторника, 26 ноября, резолюция акции с подписями небезразличных граждан страны ушла в парламент и к президенту Кыргызстана.
Не только Бишкек
Призывы провести REакцию в соцсетях звучали и в других городах Кыргызстана. Дальше всех пошли в Караколе – подав заявку в местный муниципалитет на проведение акции на территории близ здания полпредства правительства Кыргызстана по области. У здания в центре города проводить ее не дали, на основании «нахождения рядом с местом мирной акции учреждений образования и здравоохранения», что входят в число «объектов стратегического назначения». Муниципалитет Каракола также подал в суд, дабы узаконить свой запрет – решение было принято весьма любопытное: горожанам разрешили выразить свою позицию, но в более отдаленном месте, на стадионе. Решение было вынесено утром понедельника, времени до акции осталось совсем мало, и оповестить население через соцсети о смене ее локации почти не успели: стадион, возмущаясь против коррупции, посетили всего 15 человек – о чем сообщил в Twitter Азамат Айтбаев, депутат Каракольского горкенеша, прибывший на акцию как гражданин, а не как чиновник. Представители муниципалитета и обладминистрации к ним не прибыли. Небезосновательно – как оказалось, подозрения в коррупции есть и в их отношении из-за нецелевого использования городских территорий. Соответствующее расследование не так давно было опубликовано местными СМИ. Ждет местные власти и судебный процесс: по информации Алены Хоменко, журналистки, одной из гражданских активисток Каракола, которая подавала заявление в муниципалитет на проведение акции, решение суда о запрете акции было вынесено с нарушениями, его будут обжаловать.
Молодежь Кыргызстана, находящаяся за рубежом, тоже поддержала акцию – одиночные и групповые фото в Instagram, Facebook и Twitter с графическим изображением Матраимова, хэштегами акции #REакция #противкоррупции #раимгейт #raimgate #раимкамалсын публиковались отовсюду – США, Россия, Молдова, Германия, Чехия… Словом, о главной кыргызской проблеме узнали за рубежом еще больше, что никак не прибавило стране положительного имиджа.