До того, как он был отстранен от должности в результате вотума недоверия ранее на этой неделе, Имран Хан пытался удержаться у власти, утверждая, что поддерживаемый США заговор пытается свергнуть его правительство.
План бывшего премьер-министра не сработал, но его антиамериканская риторика оказалась успешной в мобилизации его политической базы, многие из которых вышли на улицы после его свержения в громких протестах против "иностранного вмешательства".
После того, как за него проголосовали, встревоженный Хан заявил, что администрация президента США Джо Байдена поддерживает консорциум пакистанских оппозиционных партий за "смену режима" за то, что они не придерживаются линии Вашингтона.
Хан назвал новоизбранного премьер-министра Шахбаза Шарифа "марионеткой США". Вашингтон отрицает эти обвинения, а оппоненты отвергли риторику Хана как политическое поливание грязью. Новый премьер-министр пообещал сбалансировать внешнеполитические связи с США.
Антиамериканизм долгое время был политическим инструментом пакистанских политиков. Альянсы между Пакистаном и США существуют на фоне сильных подводных течений общественной оппозиции.
Они развивались во время холодной войны и продолжались после 11 сентября, чтобы активизировать международные усилия по борьбе с терроризмом. За последние десятилетия несколько пакистанских лидеров обвинили Вашингтон во вмешательстве во внутреннюю политику.
В 1970-х годах премьер-министр Зульфикар Али Бхутто утверждал, что заговор США пытался свергнуть его с поста. В 2007 году, в разгар "войны с террором", диктатор Первез Мушарраф обвинил США в кризисе безопасности в племенных районах Пакистана. Рейд в Абботтабаде в 2011 году, в результате которого был убит Усама бен Ладен, еще больше подорвал доверие. Официальные лица США яростно обвинили пакистанский военный истеблишмент в укрывательстве самого разыскиваемого Вашингтоном террориста.
Религиозные партии Пакистана также изображали США как угрозу для мусульманского мира. Майкл Кугельман, эксперт по Южной Азии из Вашингтонского Международного центра ученых имени Вудро Вильсона, сказал, что основной посыл заключается в виктимизации, которая выходит за рамки различных политических лагерей в Пакистане.
"Повествование, которое религиозные сторонники жесткой линии используют о США, не так уж сильно отличается от того, что вы слышите от некоторых политиков-популистов, таких как Имран Хан", - добавил он. Малиха Лодхи, бывший посол Пакистана в США, считает, что Хан "использует недовольство, которое многие пакистанцы испытывают из-за этих отношений”.
Другая волна общественного недовольства в Пакистане распространяется на политическую элиту страны, которую часто обвиняют в коррупции или некомпетентности. Хусейн Хаккани, директор по Южной и Центральной Азии Института Хадсона в Вашингтоне, сказал DW, что антиамериканская риторика часто использовалась, чтобы заставить людей сосредоточиться на внешней угрозе, а не на внутренних неудачах. "Теории заговора преобладают, потому что они заставляют бессильных чувствовать, что их бессилие не из-за того, что они что-то делают неправильно. Но потому, что кто-то замышляет сделать их бессильными", - сказал он.
Он добавил, что Имран Хан увековечил антиамериканскую риторику в то время, когда экономика Пакистана стремительно падает. Вашингтон отрицает заявления Хана об иностранном вмешательстве: представитель Госдепартамента США заявил DW, что США "поддерживают мирное отстаивание конституционных и демократических принципов" и не "поддерживают одну политическую партию над другой”.
Новый премьер-министр Пакистана заявил, что он намерен работать одновременно с Китаем и США, и даже говорил об улучшении отношений с заклятым соперником Индией. Необходимо учитывать геополитические ограничения. Поскольку Китай быстро становится ближайшим союзником Пакистана, в то же время являясь ключевым конкурентом США, неясно, как это повлияет на американо-пакистанские отношения.
Но эксперты сомневаются, что антиамериканизм в Пакистане в долгосрочной перспективе приведет к обострению двусторонних отношений с Вашингтоном. В условиях конфликта интересов насущной задачей для политиков Пакистана является сбалансирование связей с Россией, Китаем и США.
Эксперт по международным отношениям Хума Бакай сообщил DW, что главнокомандующий пакистанской армией генерал Камар Джавед Баджва недавно заявил, что оборонные потребности Пакистана не удовлетворяются США. "На самом деле, они были уничтожены, что является основной причиной того, что Пакистан сейчас явно склоняется в сторону Пекина", - сказал Бакай.
Но, несмотря на все более тесные связи с Китаем, пакистанские военные, являющиеся мощной политической силой в стране, проявляют осторожность, чтобы не оттолкнуть США. Пентагон также заявил, что рассчитывает на продолжение здоровых отношений с вооруженными силами Пакистана.