- Все мы знаем, что в последние годы в тюркоязычных странах СНГ турецкие власти педалировали создание Организации тюркских государств (ОТГ), которая является своего рода попыткой Турции создать подобие Евросоюза. ЕС был создан как союз богатого центра с бедной периферией для расширения рынков сбыта богатого центра. Сегодня Анкара пытается сделать то же самое, включив в свою орбиту страны Закавказья и ЦА. Однако, именно поставки турецкого оружия, так называемая «байрактар-дипломатия», может стать фактором напряжения в регионе, где сохраняется высокий конфликтный потенциал ввиду нерешенных пограничных споров между ближайшими соседями, - подчеркнул Б. Курамаев.
Он также напомнил, что с Китаем почти у всех стран Центральной Азии заключены договоры о дружбе и добрососедстве. Вместе с тем, участие четырех стран ЦА (исключая Туркменистан) в ШОС, стратегически гарантирует политическую поддержку Китая в случае возникновения конфликтной ситуации.
- Также необходимо отметить, что три страны ЦА – Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан состоят в одном военном объединении ОДКБ, которое может обеспечить безопасность в военном направлении. Туркменистан с момента независимости заявил о своем нейтралитете, а Узбекистан надеется на свои силы, при этом рассматривая перспективы и возможности ОДКБ, - отметил эксперт.
По его словам, сотрудничество с Китаем в рамках Шанхайской организации сотрудничества, и с Россией в ОДКБ больше всего отвечает интересам стран ЦА по обеспечению безопасности и дает основу стабильности в регионе.