Экспансионистская политика Китая продолжается в регионе

Река Шаксгам протекает на северной стороне Каракорумского водораздела и расположена на стратегическом перекрестке между ледником Сиачен, Аксай-Чином и оккупированным Пакистаном Кашмиром ("ПоК"). Расхождение между притязаниями Индии и Китая на границу начинается с места слияния реки Опранг с рекой Шаксгам.

Экспансионистская политика Китая продолжается в регионе

В то время как китайско-пакистанская граница проходит вдоль Каракорумского водораздела на юге, линия индийских притязаний продолжается на севере, за горным хребтом Агил.

В 1963 году Пакистан незаконно одаренных долине Shaksgam в Китай по китайско-пакистанское соглашение о 1963 ("Китай-Пакистан соглашение"), согласно быт. Аюб-Хан из Пакистана передали части Пакистана оккупированном Индией Кашмире в Китай. Соглашение, как утверждается, устанавливает официальную пограничную линию между китайским регионом Синьцзян и ПоК, очерчивая линию границы вдоль горных хребтов и рек. Упомянутая уступка территории Китаю была незаконной с самого начала, поскольку долина Шаксгам по праву являлась индийской территорией, которая находилась под незаконной оккупацией Пакистана. Таким образом, согласно юридической максиме nemo dat quod non habet ("Никто не отдает то, что он делает"), Пакистан не мог подарить то, что изначально не принадлежало ему по праву.

Китайско-пакистанское соглашение, которое все еще носит временный характер и так и не было принято Индией, также предусматривает создание совместной комиссии для демаркации границы на картах и на местности после урегулирования спора о Кашмире с Индией. На этом фоне Китай незаконно развивает оперативную инфраструктуру, особенно дорогу в долине Шаксгам по трем основным направлениям:

Трасса 1, которая входит в долину Шаксгам с северо-западной стороны у Сох-Булака и следует вдоль реки Шаксгам на протяжении 70 км.

Трасса 2, которая ведет от Бельцкой Брангсы к перевалу Шаксгам. Строительство этой дороги было приостановлено в 2021 году.

С 2023 года ведется строительство третьей трассы из Кула через перевал Агиль, предположительно, в направлении Скарду. В настоящее время ее длина составляет 117 км, а ширина - 5 м.

Кроме того, в марте 2024 года в Китае были построены новые строительные лагеря, в каждом из которых есть жилые модули в контейнерах, бетонный завод, оборудование для измельчения породы, дополнительные вспомогательные помещения и большой парк тяжелой строительной техники и легких транспортных средств. К началу мая 2024 года было также отмечено строительство многочисленных канав для защиты от наводнений, предназначенных для защиты этих новых сооружений.

Позиция Китая в аналогичных спорах

Незаконное строительство Китаем в долине Шаксгам не является чем-то новым и напоминает о коварной экспансионистской политике Китая во всем регионе, проводимой вопреки международному праву и соглашениям. В 2017 году Бутан обвинил Китай в одностороннем строительстве дороги вблизи плато Доклам, пытаясь тем самым нарушить Соглашение о поддержании мира и спокойствия 1998 года ("Соглашение о MPT"), подписанное между странами. Соглашение о полномасштабной военной операции было первоначально подписано для поддержания мира в приграничных районах до тех пор, пока не будут урегулированы пограничные споры. После противостояния между индийскими военными и Народно-освободительной армией Китая несколько попыток возобновить переговоры по соглашению о MPT провалились.

В то время как Китай продолжает свою жесткую силовую тактику незаконного строительства на индийском субконтиненте и отвергает все обвинения, в 2020 году произошел поворотный момент, когда он выступил против финансирования Бутаном строительства заповедника дикой природы Сактенг в округе Трашиганг на востоке Бутана. Для Бутана это было неожиданным возражением. Исторически сложилось так, что Китай проявлял большой интерес к Центральному и Западному Бутану и спорно предлагал отказаться от своих притязаний в Центральном Бутане в обмен на Доклам, Синчулунг, Драману и Шахатое, которые образуют Западный Бутан. После того, как средства были переведены, Бутан выступил с демаршем, осудив претензии Китая на востоке, на что Китай неправомерно возразил, заявив, что "спорная" граница еще не демаркирована.

Хотя тематическая направленность как спора о долине Шаксгам, так и вопроса о заповеднике Сактенг практически идентична, позиция отступничества и злоупотребление аналогичными пограничными положениями выдвинули на первый план двойные стандарты Китая. В статье 6 китайско-пакистанского соглашения говорится, что "обе стороны договорились, что после урегулирования спора о Кашмире между Пакистаном и Индией соответствующие суверенные власти возобновят переговоры с правительством Китайской Народной Республики о границе, как указано во второй статье настоящего Соглашения, чтобы подписать официальный договор о границе, который заменит нынешнее соглашение". Благодаря возобновленному строительству дороги в долине Шаксгам, Пекин нарушает это положение, которое конкретно устанавливает урегулирование кашмирского вопроса и демаркацию границ в качестве условия, предшествующего любому развитию Китаем стратегической и оперативной инфраструктуры.

Исторически сложилось так, что долина Шаксгам была унаследована Индией после присоединения Джамму и Кашмира в 1947 году, задолго до подписания китайско-пакистанского соглашения 1963 года. В настоящее время Индия официально не отказывается от спорного района, несмотря на то, что он считается частью оккупированного Пакистаном Кашмира. С другой стороны, статья 3 Соглашения о СРП с Бутаном сформулирована аналогичным образом и гласит, что "обе стороны соглашаются поддерживать мир и спокойствие в своих пограничных районах до окончательного урегулирования пограничного вопроса и сохранять статус-кво на границе, существовавший до марта 1959 года. Они также будут воздерживаться от любых односторонних действий, направленных на изменение статус-кво границы".  В споре с Бутаном Китай не только пытался защитить свой неправомерно заявленный территориальный суверенитет, утверждая, что граница еще не была демаркирована, но и пытался укрепить свою репутацию и, в свою очередь, расширяться, в одностороннем порядке осуществляя строительные работы под видом развития и "для улучшения условий труда и жизни". условия жизни местных жителей в регионе". Деревни были включены в китайскую государственную инициативу по борьбе с бедностью, направленную на улучшение условий жизни, и одновременно служили стратегическими опорными пунктами для укрепления национальной безопасности.

Аналогичным образом Пекин спровоцировал новый пограничный спор в Бутане из-за несанкционированного строительства деревни Пангда в течение 5 месяцев после конфликта в Сактенге. Хотя первоначально было заявлено, что деревня находится в уезде Ядонг Тибетского автономного района, спутниковые снимки показали, что деревня находится в 2,5 км от территории Бутана, недалеко от Доклама. Хотя Бутан опроверг заявления о любом подобном строительстве, в 2022 году на спутниковых снимках было обнаружено в общей сложности 6 таких деревень с более чем 200 строениями вблизи спорного перекрестка Индия-Китай-Бутан.

Последовательная политика Китая по закреплению своих позиций в приграничных районах гималайских стран Южной Азии не ограничивается Бутаном. В том же 2020 году непальская оппозиция заявила, что Китай в одностороннем порядке передвинул пограничные столбы и построил военные базы в районе Хумла на северо-западе Непала, а также вторгся в долину Лими. Власти также подтвердили, что китайцы построили дома на территории Непала. Однако, как и Бутан, Непал официально отрицает любые заявления о вторжении Китая.

Экспансия Китая и ее влияние

Аналитики в области безопасности воспринимают это одностороннее расширение как часть более масштабной стратегии Пекина по окружению Индии, направленной на то, чтобы изолировать Индию на субконтиненте и сдерживать ее растущее влияние в Южной Азии. Тактика давления на малые страны в сочетании с растущей привязанностью этих стран к Китаю преподносится не только как проблема безопасности, но и как политическая проблема. Предложение Китая Бутану отказаться от своих западных территорий (т.е. регион Доклам) предоставит ИТ-службе рычаги влияния и возможности мониторинга северо-восточных штатов Индии и ее важнейших транспортных магистралей, таких как коридор Силигури, который соединяет материковую Индию с северо-востоком. Цель, по-видимому, состоит в том, чтобы сконцентрировать военные ресурсы Индии на севере и северо-востоке и ослабить ее действия и присутствие на море, как видно из пересмотренных карт Южно-Китайского моря с добавлением 10-й пунктирной линии.

Возобновленное строительство дороги через перевал Агиль не только проходит всего в 50 км от ледника Сиачен, но и является стратегическим соединением/объездной дорогой с Китайско-пакистанским экономическим коридором (CPEC), соединяющим Яркенд в Синьцзяне со Скарду в Кашмире в качестве продолжения Синьцзян-Тибетского шоссе. Это свидетельствует о более активном китайско-пакистанском сговоре. Хотя строительство велось медленно и было приостановлено, вероятно, из-за труднопроходимой местности, вполне вероятно, что Пекин считает это достижимым на фоне таяния ледников, вызванного изменением климата. Разрешение бесконтрольного строительства подразумевает разрешение Китаю предъявлять претензии на землю, подтверждая наличие своей инфраструктуры в спорных районах.

Спор вокруг долины Шаксгам является ярким примером неоднократных попыток Китая в одностороннем порядке узурпировать территориальный суверенитет других стран, что отражает его более широкую стратегию по мониторингу региональной деятельности Индии и управлению ею. Как показали события в Бутане и Непале, Китай стремится осуществлять наблюдение за Индией в дополнение к сдерживанию Индии на субконтиненте, тем самым расширяя свое морское присутствие. Острая осведомленность Индии о недавних строительных работах в этом спорном районе подчеркивает ее бдительность. Индия твердо отстаивает свое право защищать свои территориальные границы и предпринимать любые меры для защиты своей суверенной целостности. Этот затяжной спор подчеркивает сохраняющуюся напряженность и сложности, присущие китайско-индийским отношениям, и проливает свет на китайскую политику неуважения к суверенным границам, будь то на суше или на море.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру