В рамках этого мероприятия страны обсудили развитие зеленой экономики, увеличение взаимодействия между странами и войну в Палестине. По итогу было подписано 16 документов, включая Бишкекскую декларацию, направленную на сотрудничество в области развития, безопасности и экологической устойчивости, «Тюркское зеленое видение» и меморандум по созданию Совета по зеленым финансам для поддержки зеленой экономики. Также страны утвердили соглашение о цифровой экономике, создание Совета центральных банков для экономического роста и меморандумы по разработке большой языковой модели и сотрудничеству в космической сфере.
В общем, планы у организации грандиозные. Другой вопрос, насколько они осуществимы. Препятствия для их реализации есть как политического, так и экономического характера.
Уже давно ни для кого не секрет, что Реджеп Тайып Эрдоган пытается создать современный аналог Османской Империи — Великий Туран, который по задумке турецкого президента охватит в том числе и территорию Центральной Азии. Ее, кстати, Стамбул уже переименовал в своих учебниках истории в Туркестан, то есть, если переводить дословно, в «Землю турок».
Однако вернемся к ОТГ. Это объединение строится на идее культурно-исторической общности и этнической принадлежности народов к тюркской цивилизации. Правда, в современном геополитическом раскладе такой подход не гарантирует успеха. Сегодня страны группируются на основе реальных стратегических интересов. Стремление обеспечить безопасность или расширить экономические возможности — куда более устойчивая база для всевозможных страновых объединений. Именно поэтому и существуют БРИКС, ЕАЭС, ШОС или ОДКБ.
В случае с ОТГ точки опоры для объединения слишком уж размыты — это союз лишен прочной экономической взаимозависимости или политической согласованности. Если говорить об экономических связях, то, например, объем товарооборота Кыргызстана со всеми странами ОТГ составляет всего 17,25%. Эту цифру можно было бы нарастить при наличии зоны свободной торговли и наличии товарно-логистических путей в обход России. Но в ОТГ формирование этой зоны пока даже не начиналось, хотя процесс сам по себе всегда достаточно долгосрочный.
Рассчитывать на турецкие инвестиции тоже не стоит. Финансово Стамбул сегодня несостоятелен, ведь экономика Турции замедлилась сильнее, чем ожидали аналитики, и даже оказалась на грани остановки.
Кроме того, нужно понимать, что экономическое сближение с Турцией в рамках ОТГ может быть чревато для того же Кыргызстана определенными, не самыми полезными для страны, последствиями. Нашей республике, которая также состоит в ШОС и ЕАЭС придется распределить ответственность и согласовать тюркскую платформу с существующими интеграционными проектами во избежание конфликтов.
Так, в случае с ЕАЭС конфликт существует между Азербайджаном и Арменией, причем во время саммита президент Турции в своей речи открыто заявлял, что «Армения оккупировала эти территории в течение тридцати лет, и на этих территориях были оккупированы девять городов и сотни людей».
Что касается ШОС, то, казалось бы, что пока что на фоне мировой нестабильности, Турция и Китай забыли о разногласиях, связанных с уйгурами, и даже построили соединяющий страны транспортный коридор (Средний коридор). Однако, как долго это продлится, непонятно. Реджеп Тайип Эрдоган, который называет себя «отцом мусульманского мира», в любой момент может создать почву для конфликта.
Подобные прецеденты уже были Эрдоган уже ссорился с Си. Поводом стала якобы гибель народного уйгурского поэта Хейита в 2019 году. Тогда турецкий лидер стал активно переживать из-за подавления пекинскими властями уйгурского сепаратизма, что, казалось бы, странным, учитывая, что сами турки у себя дома, не стесняясь ущемляют курдов.
К слову, поддержка турками уйгуров, по некоторым данным, не ограничивалась лишь словами. Злые языки утверждают, что турецкая правоэкстремистская группировка «Бозкурт» («Серые волки»), символический жест которых так любит демонстрировать на массовых мероприятиях Эрдоган, участвовала в подготовке террористических актов на территории Поднебесной.
Странам ОТГ такие внешнеполитические выверты турецкого президента ничего хорошего не сулят. По крайней мере три из них граничат с Китаем, а точнее с Синьцзян-Уйгурским автономным округом, который Турция, похоже, мечтает превратить в зону конфликта. Для нас это вполне может означать, что Кыргызстан станет полигоном для подготовки уйгурских боевиков, что естественно, не понравится Китаю.
В целом, попытки укрепления влияния Турции в странах ОТГ могут негативно сказаться на их независимости и идентичности. Предпосылки к этому создают, в том числе, разговоры о переходе на единый тюркский алфавит, который состоит из латиницы. Это создало бы непреодолимый разрыв между поколениями, а также уничтожило бы весь культурно-исторический контекст существования тех же кыргызов, как отдельной нации.
По сути, турки с их Великим Тураном, предтечей которого и является ОТГ, стремятся лишь создать единое языковое и культурное пространство, где они станут неоспоримыми лидерами. А такие тонкости, как национальные особенности других народов, им не интересны. Они должны будут раствориться в новой Османской Империи.
В конечном итоге, Организация тюркских государств — площадка хоть и амбициозная, но не устойчивая. Поддержание баланса между культурной близостью и стратегическими интересами потребует значительных усилий от стран-участниц, особенно в условиях давления со стороны более мощных игроков, таких как Турция и ее хозяева. Да-да, те, кто наивно считают «султана» Эрдогана независимым геополитическим игроком, заблуждаются. Сегодня наш регион снова оказался в эпицентре Большой Игры и Турция, как и сто с лишним лет назад остается марионеткой Великобритании.