Эти законы, расплывчатые по своей сути и допускающие произвольное толкование, стали инструментом преследования и насилия.
Законодательство Пакистана предусматривает суровое наказание, вплоть до смертной казни, за оскорбление ислама, Пророка Мухаммеда и священных текстов. Именно двусмысленность формулировок позволяет преследовать людей даже при отсутствии убедительных доказательств, опираясь лишь на слухи или личную неприязнь. В результате, наиболее уязвимыми оказываются религиозные меньшинства – христиане, ахмади и индуисты.
Статистика свидетельствует о тревожной тенденции: тысячи людей были обвинены в богохульстве, и многие из них стали жертвами внесудебных расправ. В 2024 году произошли вопиющие случаи, когда людей линчевали за якобы сожжение Корана, а другие были приговорены к смертной казни за распространение материалов, признанных богохульными, в социальных сетях.
Судебные процессы по делам о богохульстве отличаются значительной продолжительностью, часто затягиваясь на годы. Обвиняемые при этом содержатся под стражей, не имея возможности доказать свою невиновность. Ситуация усугубляется общим ухудшением обстановки со свободой слова и самовыражения в Пакистане, что создает условия для злоупотребления этими законами.
Правозащитные организации по всему миру выражают серьезную обеспокоенность по поводу сложившейся ситуации и призывают Пакистан пересмотреть или отменить законы о богохульстве, как не соответствующие международным стандартам прав человека.
Предлагаются различные меры, которые могли бы помочь предотвратить злоупотребления. Среди них – обязательная проверка доказательств, введение ответственности за ложные обвинения и обеспечение независимости судебной системы.
Ситуация с законами о богохульстве в Пакистане требует незамедлительного вмешательства международного сообщества. Религиозные меньшинства в этой стране находятся в отчаянном положении и нуждаются в защите от необоснованных обвинений и насилия. Пока же эти законы остаются серьезной угрозой для религиозной свободы и справедливости в Пакистане.
Автор: Шабир Садик, исследователь.