В то время народ разделился на два лагеря: одни поддержали президента, потому как территория расположена в высокогорье, да и не живет там никто, другие называли поступок необдуманным и опрометчивым.
Что известно о территории, которую передали соседнему Китаю в начале 2000-х? Ущелье Узонгу-Кууш составляет 2800 гектаров горной местности. На ней, когда она еще была кыргызской, выпасали яков и другой скот. Из-за сложного расположения постоянного населения там не наблюдалось. Но был один нюанс – на участке располагается бассейн одноименной реки Узонгу-Кууш. Это важная деталь, о которой сегодня приходится только вспоминать.
Политологи считают, что тогдашний глава государства поступил так, чтобы раз и навсегда решить спор с соседями и возможно угодить стране, от которой во многом зависела наша экономика. Переговоры по участку были сложными. В итоге китайцам передали тысячи гектаров земли, в недрах которых по данным экспертов находились также полезные ископаемые.
Глава правительственной комиссии по делимитации и демаркации границ Саламат Аламанов тогда оправдался, что было необходимо решить спорный вопрос в кратчайшие сроки. По его словам, тогда было передано только 30% территории Узонгу-Кууш, а остальные 70% остались под юрисдикцией КР. Нам предоставили эту новость как выгодное приобретение, часть отдали, но большая часть же осталась!

Военный эксперт Нурлан Досалиев считает, решение крайне необдуманным. По его словам, КР с этой установки границ выгоды не получил абсолютно никакой. Мы отдали территории КНР, но внешний долг у нас пока только растет. Он сам не понаслышке знает местность Узонгу-Кууш:
- На фоне общего дефицита воды в Центральной Азии, мы еще не раз вспомним участок ущелья, - отмечает эксперт. - Река Узонгу-Кууш большая полноводная, уходит в Китай. Днем вода в реке может снести КАМАЗ, зато ночью воробей сможет перейти. Объем воды сопоставим с рекой Нарын. И когда дают оправдание этой передаче, я категорически не согласен. Во время СССР 74 года река была нужна, а после развала Союза современному Кыргызстану уже нет.
По его словам, Китай глядел далеко вперед и рассчитал все досконально. Соседу был важен именно водный бассейн реки Узонгу-Кууш:
- Уже тогда КНР смотрел на 50 лет вперед. Китай – это вторая экономика мира. А у нас есть река, которая по объему сравнима с рекой Нарын, она уходит в Китай и мы не получаем, ни копейки. Вторая экономика мира забирает у нас воду и не платит ни тыйына. И мы им сегодня еще и должны.
Он отмечает, что помимо реки и самого участка тогдашний режим Акаева передал соседу двухэтажное капитальное строение со всеми удобствами погранзаставы, аналога которому в СССР не было. Это здание – одно из трех погранзастав на том участке. Оно было возведено буквально на костях пограничников. Местность сложная, приходилось собственноручно поднимать на гору цемент, бревна и прочий стройматериал. Несколько пограничников сорвалось в реку и их тела спустя время нашли в Китае. Участок некоторое время носил название «Скала дембелей», потому как однажды в пропасть рухнул целый грузовик с отправлявшимися домой солдатами.
- Местность там была особая. После передачи участка нам пришлось строить новую дорогу. Мы потеряли не одну, а сразу 3 погранзаставы. Я считаю это позор нашей новейшей истории. Аналогичная ситуация произошла и с Таджикистаном в Мургабском районе Горно-Бадахшанской области. Китайцы вели на той границе добычу урана. Потом они вынудили отдать участок таджикской части им. Почему? Там условия горного рельефа такие – в сторону Китая спуск очень крутой, тогда как на таджикской стороне пологий и жила урановая уходит как раз сюда. Всеми правдами и неправдами Китай выпросил эту территорию у таджиков, - заключил эксперт.