Росинбанк может потерять вложенные в него Нацбанком средства: На кону – миллионы сомов!

Бишкекский городской суд продолжает рассмотрение апелляционной жалобы, поступившей от ОАО «Росинбанк» на решение Межрайонного суда города Бишкека по экономическому делу № 85/19мбс6 от 1 апреля 2019 года. Судья Айдарбек Алымкулов обязал банк возместить ущерб от недобросовестного исполнения обязательств по договору уступки прав требования заключенному между банком и ОсОО «Альфа Бест», выступавшему в качестве истца. Исходя из искового заявления, ОсОО «Альфа Бест», приобретая права по кредитному договору к ОсОО «Фирма АКИФ» за 2 млн 350 тыс. долларов США, рассчитывало получить от сделки 4 млн 325 978,96 долларов США, но не получило. Эту упущенную выгоду решением судьи «Росинбанк» должен был компенсировать в полном объеме – в размере 94 млн 193 тыс. 390, 85 сомов (либо 1 млн 355 485,87 долларов США по курсу валют в день подачи иска, – Авт.) в том числе штраф в размере 240 тыс. долларов США, который «Альфа Бесту» якобы пришлось заплатить следующему владельцу долга и бывшему участнику с 90% долей участия – физическому лицу Расулу Кузекееву.

«МК-Азия» уже писал об этом деле, как о части большого «Дела «АКИФа», заседания по которому продолжаются, и упоминал о том, что Росинбанк решил бороться за правосудное решение. А значит, есть вероятность, что миллионы сомов, вложенные  государством для его оздоровления через Нацбанк, останутся в целости. Кстати, главный финансовый регулятор страны инвестировал в Росинбанк за последние 2 недели еще 3 млрд сомов, выкупив выпущенные в рамках шестой дополнительной эмиссии акции банка на эту сумму. Теперь доля владения НБ КР в этом банке составляет 95,07%. Остальные прежние крупные акционеры банка – а именно, Дмитрий Щербаков, Андрей Гойхман (в марте 2019 года признанный виновным  в  легализации доходов, полученных преступным путем в особо крупном размере, и осужденный на 9 лет лишения свободы, – Авт.) и ФУГИ при ПКР – имеют в общей сумме менее 5% акций. Таким образом, проигрыш Росинбанка будет ударом не столько по самому банку, сколько по Нацбанку КР, как по главному акционеру.

Три «не»

Росинбанк считает решение Алымкулова незаконным и необоснованным, была подана апелляционная жалоба, в которой банк привел ряд оснований для отмены судебного акта. Во-первых, в тексте решения суда указано, что банк-ответчик якобы не выполнил обязательства по договору уступки прав требования, не предоставил полный комплект документов,  связанных с кредитным договором, и всех сведений, связанных с должником, его залоговым имуществом, договорным соглашениями и рядом судебных тяжб, имеющих отношение к  кредитному договору. Однако на самом деле все документы были переданы по акту приема передачи от  15.09.2017 г., который имеется в материалах дела. Получение документов со стороны «Альфа Бест» подтверждается подписью генерального директора, подлинность которой не оспаривается. Кроме того, после заключения договора уступки прав требования все права кредитора перешли к «Альфа Бесту». Представители истца могли  истребовать необходимые ему документы и у должников, и у залогодателей со стороны должников сами. Однако до момента подачи иска против банка «Альфа Бест» не обращалось к собственнику заложенного имущества за документами. В иске же было указано, что документы не предоставил … банк! Судья Алымкулов основывает свое решение на письмах «Альфа Беста» Росинбанку с требованием о предоставлении ряда документов. В указанных письмах «Альфа Бест» требует от Росинбанка документы, не предусмотренные договором уступки долга. То, что банк выполнил все обязательства по договору, доказывает и факт регистрации 15 января 2018 года Бишкекским Госрегистром договора об уступке прав требования от «Альфа Беста» к Кузекееву, а также регистрации самого Кузекеева в качестве залогодержателя. При неполном пакете документов это было бы невозможно.  А вот доказательств того, что «Альфа Бестом» и Кузекеевым были проведены какие-либо действия по взысканию задолженности по кредиту с «АКИФа», но они оказались безрезультатны из-за действий банка – нет. Нет и доказательств того, что Кузекеев получил от Бишкекского Госрегистра отказ в регистрации залога.

Во-вторых, в своем иске «Альфа Бест» требует взыскать с ответчика упущенную выгоду в размере более миллиона долларов. Но, совершая сделку, покупатель всегда принимает риски неизвлечения выгоды от сделки на себя, самостоятельно рассчитывает свою потенциальную прибыль, убытки от неблагоприятных последствий. Продавец разделяет с покупателем эти риски, лишь в том случае, если это прямо оговорено в договоре. Таким образом, в случае с договором уступки долга между Росинбанком и «Альфа-Бест», Росинбанк мог бы нести ответственность за неисполнение переданного требования, если бы это было прямо указано в договоре. Суд рассчитал упущенную выгоду как разницу между суммой, указанной в справке о размере долга, выданной банком, и действительным размером долга, рассчитанным истцом. Однако такая справка носит информационный характер, не содержит обязательств Росинбанка, гарантирующих «Альфа Бесту» получения определенной суммы денежных средств, и в конце концов, не является частью договора уступки долга. Если же говорить о размере предполагаемой суммы прибыли, которую «Альфа Бест» мог бы получить от сделки, то все сведения, необходимые для ее расчета, содержатся в самом переданном Росинбанком кредитном договоре с «АКИФом», выписках с ссудного счета, и эти сведения достаточны для того, чтобы рассчитать задолженность «АКИФа» перед Росинбанком, исходя из условий договора и из сумм, которые были выплачены должником кредитору. Что в итоге «Альфа Бест» и сделал.

В-третьих, не мог повлиять Росинбанк и на сделку «Альфа Бест» и Кузекеева о переуступке прав требования, а равно на убытки от этой сделки, которые якобы имели место в размере 240 тыс. долларов США. Эта сумма – 10% от итоговой цены договора, компенсация за то, что «Альфа Бест» якобы не имел полного комплекта документов от сделки с Росинбанком для передачи Кузекееву. В качестве доказательства ущерба к материалам дела был прикреплен кассовый ордер о выдаче этой суммы ОсОО «Альфа Бест» Кузекееву. Однако он почему-то не содержит номера, подписи бухгалтера, данных документа, удостоверяющего личность получателя – что вызывает сомнения в его подлинности. Напомним, что Кузекеев является лицом, аффилированным с «Альфа Бестом». С октября по декабрь 2017 года он был владельцем 90% доли «Альфа Бест», поэтому был в курсе всех рисков, связанных со сделкой покупки права требования к ОсОО «Фирма АКИФ». Он знал обо всех полученных (и якобы не полученных) документах в Росинбанке, которые могли бы иметь существенное значение для получения им  в последующем прибыли от сделки. А то, что Кузекеев выходит из капитала «Альфа Бест», а затем выкупает у него же единственный актив – права требования к «АКИФу», скорее свидетельствует о том, что сама уступка Кузекееву является мнимой сделкой, заключенной лишь для вида. И направленной на то, чтобы вывести единственный актив «Альфа Бест» из-под угрозы обращения на него взыскания Росинбанком. Перед которым у «Альфа Бест» имеется просроченная кредиторская задолженность на сумму более миллиона долларов. Так же в материалах дела нет упоминаний о каких-то документах, подтверждающих выплату Кузекеевым ОсОО «Альфа Бест» 2 млн 400 тыс. долларов США – именно такая сумма значится в договоре уступки прав требования между ними.  Наконец, при взыскании упущенной выгоды истец должен был доказать, что прибыль, которую он  «недополучил»  не взята с потолка, а ожидалась  на основе реальных документов, и для ее получения были предприняты какие-то действия. Таких действий им предпринято не было.

В Росинбанке «МК-Азия» сообщили, что более подробный комментарий во время процесса дать не могут, но после вынесения решения Бишкекским городским судом обязательно выразят свою позицию.

По ту сторону

У стороны ОсОО «Альфа Бест» - свои контраргументы. Согласно отзыву на апелляционную жалобу банка, банк все же не предоставил все оригинальные документы, необходимые «Альфа Бесту», и не передал нормативных актов по работе с залогами. Но при этом «Альфа Бест» в своих требованиях по предоставлению документов ссылается на документы, не предусмотренные договором с Росинбанком. Также «Альфа Бест» возлагает на банк ответственность за то, что ОсОО-должник препятствовало вступлению цессионария в права, и к тому же якобы оспаривало и сам кредитный договор, и сумму задолженности, и вообще втянуло «Альфа Бест» в череду судебных тяжб. Однако, в то же самое время, «Альфа Бест» так и не представил суду ни одного требования к «АКИФу» о предоставлении документов. Более того, и Аспеков, и Кузекеев утверждают, что никогда даже не пробовали вступать с «АКИФом» в какие-либо переговоры, ни до, ни после уступок права требования. Представитель интересов ОсОО «Альфа Бест» Юлия Булатова заявляет – документ об отказе регистрации обращения о взыскании на предмет залога от Бишкекского Госрегистра имеется. Однако почему-то Кузекеев успешно зарегистрирован в Госреестре в качестве залогодержателя. Данная информация является публичной и может быть предоставлена любому желающему.

Третий – лишний?

Интересными в данном экономическом деле были бы показания самих представителей ОсОО «Фирма «АКИФ». ОсОО (как и Кузекеев), фигурировало в нем в качестве третьего лица, привлеченного к участию в деле на предварительном заседании в январе 2019 года. Однако позже по ходатайству Кузекеева ОсОО «Фирма «АКИФ»»  было исключено из числа третьих лиц по делу. Соответствующее определение было вынесено судьей Алымкуловым  в конце марта 2019 года – незадолго до вынесения скандального решения. «АКИФ» не согласен с тем, что его права не затрагиваются, поскольку по Гражданскому кодексу КР (статья 316), не допускается без согласия должника уступка требования по обязательству, в котором личность кредитора имеет существенное значение для должника. А с «Альфа Бестом» связаны некоторые лица, участвовавшие в попытке рейдерского захвата «АКИФ» ( о чем ранее уже писал «МК-Азия», – Авт.)…По мнению представителей и собственников «АКИФа», сделка Росинбанка с «Альфа Бестом» носит криминальный характер, поскольку в ней использовались денежные средства, происхождение которых ни учредитель «Альфа Беста» Аспеков, ни его партнер Кузекеев, объяснить не могут. А собственники «АКИФа» уверены, что для выкупа их долга у банка были использованы денежные средства, похищенные у самого же «АКИФа» в период рейдерского захвата. Поэтому «АКИФ», не отказываясь платить по долгу законному кредитору – Росинбанку, настаивает в судах на признании недействительными договоров передачи уступки прав требования и от банка к «Альфа Бесту», и от «Альфа Беста» к Кузекееву. И пока итогового решения по этому вопросу нет, оставшаяся задолженность  по кредиту не погашена – любой платеж со стороны «АКИФа» означал бы его согласие с личностью кредитора.

«МК-Азия» следит за развитием событий.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №22 от 5 июня 2019

Заголовок в газете: Процесс грядет

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру