Тяжба по-евразийски

Независимые эксперты нашли в деле против российского инвестора нарушения Соглашения о защите инвесторов стран-участниц ЕАЭС.

Тяжба по-евразийски

Британская компания Withers LLP завершила независимый аудит уголовного дела, возбужденного в отношении российского инвестора Сергея Фищенко, который уже более семи месяцев находится под арестом в связи с обвинением в покушении на совершение мошеннических действий в особо крупном размере. На момент задержания российского гражданина ни заявления от условного «потерпевшего» ОАО «Росинбанк», ни признания банка потерпевшим по делу, ни наличия установленного ущерба нигде не существовало. Были в деле № 288-16-0029, рассматриваемом сейчас в Первомайском районном суде Бишкека, где Фищенко предстает обвиняемым, и другие нарушения. Их сотрудники профильных госорганов либо в упор не замечали, либо же оборачивали ситуацию в пользу прямых оппонентов Фищенко и их соратников, которым ранее удалось провести рейдерский захват предприятия с его капиталом – российско-кыргызского ОсОО «Фирма «АКИФ»», владеющего мясными павильонами на Ошском рынке Бишкека.

Что и стало причиной не только для обращения семьи подсудимого в международную компанию для проведения независимого аудита уголовного дела, но и для подготовки ее адвокатов к процедуре международного инвестиционного арбитража в отношении Кыргызстана на базе итогов аудита. Он уже завершен, следующим шагом станет уведомление правительства Кыргызстана о готовящемся иске. Сумма иска пока не разглашается. В Withers LLP отмечают, что возможны несколько вариантов арбитража.

Право на защиту

Эксперты считают: действия, предпринимаемые Генеральной прокуратурой КР и СУ ГСБЭП при правительстве КР, вполне могут быть расценены как вопрос публичного международного права. И как нарушение мер защиты, на которые Фищенко, как инвестор, мог рассчитывать в рамках Соглашения о поощрении и взаимной защите инвестиций в государствах - членах Евразийского экономического сообщества. Документ появился на свет в декабре 2008 года, а вступил в силу окончательно в январе 2016 года. Он применяется к квалифицированным инвестициям, осуществляемым инвесторами государства одной стороны Соглашения на территории государства другой стороны Соглашения в период с 1 января 1992 года по настоящее время, но не касается споров, произошедших до 11 января 2016 года, даты, когда Соглашение вступило в силу. По временным рамкам происходящее вокруг «АКИФа» (имеется в виду не только дело в отношении Фищенко, но и ряд дел, возбужденных в отношении родственников других акционеров ОсОО, и судебных решений, связанных с функционированием «АКИФа», законность которых и правомочность так же под вопросом, о чем ранее писал «МК-Азия», – Авт.) подпадает под Соглашение, так как зарегистрировано ОсОО с российской и кыргызской долями участия было в 2009 году, тяжбы и неправосудные решения по ним с кыргызской стороны начались после января 2016 года. А 19% акций ОсОО «Фирма «АКИФ»», принадлежащие Фищенко, вполне могут квалифицироваться как инвестиции по Соглашению в качестве актива, инвестируемого им как российским предпринимателем в местный мясной розничный бизнес в Кыргызстане. Кроме того, по Соглашению инвесторы из одного государства-участника Соглашения вполне могут подавать иски в отношении действий другого государства-участника Соглашения, ежели их права были нарушены.

Как задавить инвестора

Список нарушений прав в поведении представителей КР в отношении иностранного инвестора, по мнению независимых аудиторов, немалый даже в предварительном виде. В частности, отмечаются нарушения правовых процедур в кыргызской правовой системе и возможный отказ для инвестора в правосудии. А так же произвольные действия в правовой системе Кыргызстана, которые нарушают обязательства по обеспечению справедливого и равноправного отношения к инвесторам и их деятельности. И обеспечению равного доступа к правосудию для всех лиц, находящихся на территории КР – тоже.

«…Мы придерживаемся мнения о нарушении надлежащей правовой процедуры в кыргызской правовой системе, на что указывают непрерывные приостановления, возобновления и передачи уголовного дела в отношении Фищенко Генеральной прокуратурой и СУ ГСБЭП, несмотря на несколько судебных постановлений, рассматривающих такое возобновление уголовного производства, и невозможность передать дело в ГСУ МВД, что является незаконным. О дальнейших нарушениях надлежащей правовой процедуры (и, фактически, отказе в правосудии) свидетельствует отказ Генеральной прокуратуры в рассмотрении любых запросов Фищенко о передаче в соответствующие государственные органы, что означает, что Фищенко было отказано в его праве на доступ к правосудию и право быть услышанным. Его право на представительство – еще один элемент отказа в правосудии – также, по-видимому, было нарушено в результате принудительного назначения по делу Абдраимова, адвоката, который был отстранен от практики в кыргызских судах. На произвол и недобросовестность могут указывать неоднократные возобновления уголовного преследования в отношении Фищенко, несмотря на многочисленные приостановления и прекращение дела, а также постановления различных районных судов, в которых отмечалось, что документы, применимые для привлечения Фищенко (к уголовной ответственности, – Авт.), были сфальсифицированы», - отмечают эксперты компании.

Так же судебные решения в адрес «АКИФа» последнего времени, которые повлекли изменения в порядке его работы, можно считать признаками «мер, эквивалентных последствиям экспроприации или национализации». И то, и другое по Соглашению в отношении инвесторов невозможно. Кроме экстренных случаев в интересах государства, в чью экономику вкладывается инвестор, с последующей компенсацией – а в этом случае о прямых интересах государства заявлено не было, да и ни Фищенко, ни другие учредители не увидели никакой компенсации. Зафиксирована так же нереализованность гарантии права на использование и управление инвестициями, которая в Соглашении выглядит как дополнительное обязательство КР в статье 7 (1).

Уже на базе только этих нарушений Соглашения Фищенко имеет право заявить в международном арбитраже о том, что его права как инвестора ущемлены. Тем более, что в видимом правовом бездействии госорганов и отдельных лиц, работающих в них, можно увидеть не только частную потенциальную коррупционную составляющую, но и общую заинтересованность государства по лишению инвестора его инвестиций, которые защищает Соглашение. Поэтому вероятность удовлетворения иска расценивается как высокая.

На личном контроле

Пока уведомление находится в процессе создания и оформления, дочь Сергея Фищенко, Мария Истомина, и его адвокаты встретились с омбудсменом КР Токоном Мамытовым. Главный правозащитник страны лично ознакомился с документами, связанными с делом российского инвестора. И получил напрямую дополнительную информацию, которая может помочь в установлении справедливости.

– Мы очень благодарны Токону Болотбековичу за уделенное нам время и внимание к нашей ситуации. Права моего отца действительно нарушаются столь грубым образом, что это требует вмешательства омбудсмена. Тем более, что со стороны Генеральной прокуратуры была попытка ввести его в заблуждение. Когда в первый раз мы обратились в институт омбудсмена в начале 2019 года после ареста с жалобой, в прокуратуру был отправлен запрос. В институт омбудсмена оттуда пришел ответ о том, что никакие права Сергея Фищенко не нарушаются. Кроме того, была нарушена презумпция невиновности – еще задолго до окончания следствия и вынесения приговора отца в Генпрокуратуре квалифицировали как мошенника, – рассказала Мария корреспонденту «МК-Азия» после встречи.

Что же касается международного арбитража по инвестиционному иску, то Кыргызстану предстоит столкнуться с ним уже скоро, в 2020 году – так как между предоставлением уведомления о споре и началом арбитража должно пройти шесть месяцев. Предполагается, что за это время стороны разбирательства вполне могут найти консенсус и разрешить все спорные вопросы. Если же это не произойдет, процесс начнется – в соответствии с арбитражным регламентом Комиссии ООН по праву международной торговли UNCITRAL.

– Инвестиционный иск направлен не только на непосредственно освобождение моего отца, но и на компенсацию ущерба инвестициям, нанесенного в результате незаконных действий представителей государственных органов и государства, – отмечает Истомина. – Тем более, государство в лице Генеральной прокуратуры, следствия и отдельных судов продолжает совершать действия, направленные на экспроприацию бизнеса. По нашему делу уже зашкаливает количество отписок, которые мы получили в ответ на обоснованные обращения. Наши адвокаты готовят жалобу, мы получаем на нее отписку без рассмотрения по существу, мы идем в суд, признаем бездействие в виде неответа или отписки незаконным, и все равно не получаем рассмотрения нашего обращения по существу. При этом на любые заявления наших оппонентов следует незамедлительная реакция следствия и прокуратуры. Приведу пример. Ваше издательство уже достаточно подробно освещало ситуацию с попыткой силового захвата «АКИФа» гражданином Алтынбеком Саттаровым, действующим по подложным доверенностям. Потерпев неудачу, Саттаров, никакого отношения никогда не имевший к «АКИФу», в тот же день написал заявление в Ленинский РУВД на действия законного руководства компании, а именно что в «АКИФе» сидят якобы самозванцы, было возбуждено уголовное дело, началось следствие, в конце концов, следователь, разобравшись в ситуации, это уголовное дело прекратил. В свою очередь, руководство «АКИФа» написало заявление в правоохранительные органы с требованием принять меры в отношении Саттарова, заявившем о ложном доносе. Буквально на следующий день после того, как было прекращено уголовное дело в отношении руководства компании, Генеральная прокуратура истребовала уголовное дело в отношении Саттарова из районного следственного отдела, и, по всей видимости, передала его в тот же Финпол следователю Артуру Сабирову, в нарушение всех норм подследственности согласно УПК КР. Вот какое отношение имеет Финпол к расследованию уголовного дела о ложном доносе? Что это, если не демонстрация заинтересованности государства в лице отдельных государственных служащих – работников Генпрокуратуры в отъеме бизнеса у российского инвестора? За последние полгода у меня набралось таких примеров очень много. Нелогичные, нетипичные действия, которые можно объяснить только коррупционной составляющей, продолжают множиться. И, конечно, это наглядно демонстрирует нарушение Кыргызской Республикой в лице своих государственных служащих своих международных обязательств. Поэтому после уведомления о споре правительства Кыргызстана начнется переговорный процесс, в рамках которого мы надеемся на поиск консенсуса, который позволил бы разбирательства избежать. Проще говоря, одного освобождения недостаточно. Нам важно пресечь и незаконные попытки отъема собственности.

«МК-Азия» следит за развитием событий.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру