Организаторами Международной исторической школы «Общая история как ресурс совместного развития России и стран СНГ», которая впервые проводится за пределами России, выступили Российское историческое общество, Министерство науки и высшего образования РФ, Государственный академический университет гуманитарных наук. Принял ее у себя КРСУ имени Б.Н.Ельцина.
На мероприятие съехались студенты и аспиранты в возрасте от 18 до 35 лет из России, Беларуси, Кыргызстана, Армении, Казахстана, Узбекистана, Индонезии, Венгрии, Греции, Грузии, Италии, Черногории, Болгарии, Швеции, Сербии, Кубы, КНДР и Северной Македонии. В торжественном открытии Школы приняли участие и. о. ректора КРСУ Денис Фомин-Нилов и сопредседатель Российского исторического общества, академик РАН, научный руководитель Института всеобщей истории РАН, Президент Государственного академического университета гуманитарных наук (ГАУГН) Александр Чубарьян.
Фомин-Нилов рассказал о предпосылках зарождения Международной исторической школы с участием иностранных граждан. Она существует всего два года, и за это время уже смогла положительно показать себя.
Проект стал диалоговой площадкой для формирования исторической науки и исторического знания нового времени после тоталитарного контроля в советский период и «крайнего пренебрежения» историческим знанием и исторической наукой в девяностые и двухтысячные.
– Российское государство на уровне своей политики отказалось от вмешательства в эту сферу, полностью уйдя от нее в сфере школьного и высшего образования и заявив, что это полная свобода и полное право любого учителя и преподавателя рассказывать так, как он хочет. И автоматически произошла атомизация общества, распад на враждующие друг с другом группировки, – напомнил Фомин-Нилов.
Опыт оказался похожим и в других постсоветских республиках. После распада СССР там появились фанаты анархизма, монархизма, социалисты, консерваторы, либерал-демократы, при ближайшем рассмотрении которых «можно было увидеть, что там нет ни либерализма, ни демократии» и представители других идей и взглядов. И каждый выдавал свое историческое толкование событий публике, школьникам и студентам.
– Казалось, что это целый фонтан разнообразия и искрометания разных взглядов на одни и те же события и их трактовки. Однако, как мы стали позже понимать в нулевые, в любом хаосе при желании можно найти закономерность, и математики доказывают, что любой хаос имеет систему. Стало возникать устойчивое ощущение, что если в сфере исторического образования и исторической памяти не участвуют государство и общество – то за нас это делает кто-то другой. Мы увидели, как участились системные искажения очевидных фактов и событий, где изначально было понятно, что черное – это черное, а белое – это белое. Мы увидели, как тот же самый гитлеризм, осужденный во всех международных трибуналах, как преступление против человечества после Второй мировой войны, где погибли десятки миллионов человек, начал переоцениваться! Начали говорить, что это не совсем черное, а немножко серое, а где серое – там уже и другие цвета. Мы вдруг осознали отчетливо – и в Российской Федерации, и в некоторых других бывших советских странах – что происходит попытка некоего переформатирования и искажения прошлого и у нас, и у старшего поколения.
И здесь, в Бишкеке, особенно важно понимать и помнить, что наши великие деятели культуры, тот же Чынгыз Айтматов – который одновременно и великий кыргызский писатель, и великий российский писатель в широком смысле этого слова – ввел в одном из своих произведений такое понятие как манкурты. Это люди, которые потеряли память специальным образом о себе – кто они, как выросли, как воспитывались, кто их близкие люди. Оказалось, что социогуманитарные технологии, историческое образование, исторические фильмы, исторические сайты, и даже исторические компьютерные игры очень хорошо позволяют из людей делать манкуртов, забывших о своих корнях. А человек, который забывает о своих корнях, становится крайне неустойчив и падает. Как дерево без корней, которое падает и умирает без твердой почвы и фундамента.
Историческая память – тот самый фундамент, твердая почва, наши корни. Если мы забудем про своих родителей, то мы не сможем понимать, почему мы такие. Более того, если мы не будем знать болезней нашей семьи – кто из наших родителей, бабушек, дедушек, прадедушек чем болел – то даже врачам будет сложнее нас лечить, если они спросят, не потомственное ли у вас заболевание. А из нестабильного состояния в настоящем думать о прошлом и будущем невозможно, нами в атомизированном неустойчивом состоянии очень легко манипулировать, легко выдавать белое за черное, а черное за белое, – отметил и.о.ректора КРСУ.
Найти баланс между точками зрения на историю и принять историю во всем многообразии случившегося, не зацикливаясь на исключительно единственном подходе, и помогает Международная историческая школа.
– Задача Международных исторических школ – сформулировать такое понимание исторической науки, где мы все должны понимать, что существующая реальность многоцветна и многообразна. Мы не про пропаганду и про агитацию, мы про историческую науку и основы исторического знания. Это не только пятьдесят оттенков серого, черное, белое и полутона, но и вся палитра цветов – история, как и реальность, имеет все цвета.
Можно сфокусироваться исключительно на темном секторе или сегменте прошедших событий, настолько углубиться в этот негатив, чтобы самому стать носителем этого негатива. Можно удариться в розовый сегмент и ходить в розовых очках, что тоже плохо. Наши лекторы как раз и покажут все многоцветие общей истории, и вы увидите, как с пониманием этого многообразия можно выстраивать конструктивный диалог и вместе строить будущее, а не воюя в прошлом, разрушать настоящее, – подытожил он.
Укрепление и развитие международного молодежного сотрудничества, создание комфортной среды для научного творчества, популяризация исторического знания ждут студентов и аспирантов в ближайшие дни.
– Молодые ученые смогут не только послушать лекции опытных коллег, но и задать вопросы, обменяться мнениями. Очень важно, что все проходит в Бишкеке на базе КРСУ. Мы придаем большое значение развитию таких университетов. Очень хорошо, что к нам присоединились и представители других стран СНГ. Что касается самого вуза, то мы очень надеемся, что он станет площадкой, на которой можно будет проводить различные мероприятия, имеющие значение не только для развития российско-кыргызских отношений, но и для всего СНГ, – сказал Чубарьян в своем видеообращении.
Работа школы идет по нескольким тематическим трекам:
– культура – сохранение и развитие кросс-культурных коммуникаций и укрепление взаимодействия молодежи стран СНГ;
– знание – выявление и изучение перспективных направлений сотрудничества стран СНГ;
– связи – укрепление и развитие социально-экономических связей между странами СНГ;
– память – противодействие фальсификации истории России и стран СНГ и сохранение исторической памяти.
В рамках каждого трека запланирована интенсивная образовательная программа, будут проведены круглые столы и дискуссии с ведущими российскими и кыргызскими учеными, конкурс проектов.