Россия помогла вдвое повысить нормы школьного питания в Кыргызстане

От булочки с чаем к полноценному рациону

Горячее питание в школах является важнейшим фактором, напрямую влияющим на здоровье и академическую успеваемость учеников. В Кыргызстане экономические трудности часто препятствовали обеспечению школьников полноценными обедами, однако правительство страны осознало важность этого вопроса.

От булочки с чаем к полноценному рациону
Фото из архива МК-Азия.

Первые реальные шаги для его решения были предприняты только после запуска программы Всемирной продовольственной программы ООН (ВПП ООН), реализуемой при финансовой поддержке Российской Федерации.

В Кыргызстане национальная программа школьного питания была запущена еще в 2006 году, но изначально она имела ограниченный бюджет. В те годы рацион школьников был весьма прост и состоял из чая с молоком и булочки, что очевидно не соответствовало потребностям растущего организма. Школьное меню стало более полноценным только после того, как Россия стала основным донором программы ВПП ООН, направленной на обеспечение школьников качественным и здоровым питанием.

Стоит отметить, что Россия на протяжении многих лет оказывает значительную гуманитарную поддержку населению Кыргызстана через программы ВПП ООН. Более $110 млн было выделено на различные проекты, включая школьное питание. Эти средства позволили доставить в страну десятки тысяч тонн продовольствия для социально уязвимых групп населения, финансировать восстановление инфраструктуры в регионах и развивать систему школьного питания.

В рамках гуманитарных усилий продукты питания используются не только как прямая помощь, но и как форма оплаты труда в общественно полезных проектах. Эти проекты включают восстановление ирригационных систем, расширение пахотных земель, увеличение сельскохозяйственного производства, озеленение территорий и строительство мостов. Благодаря таким инициативам множество семей и десятки тысяч человек по всей стране получили поддержку и возможности для улучшения своего благосостояния. В рамках достигнутых соглашений каждая семья, участвующая в таких социальных проектах, получила 300 килограммов обогащенной муки и 15 литров растительного масла. Эта помощь стала особенно важной для тех, кто оказался в сложной жизненной ситуации: около 2,2 млн жителей Кыргызстана, согласно статистике за 2022 год, жили менее чем на $1,5 в день, что недостаточно для обеспечения даже минимального набора питательных веществ и калорий. В этой ситуации помощь в виде школьного питания стала особенно важной.

Программа школьного питания призвана обеспечить детям, в том числе и из малообеспеченных семей, возможность получать сбалансированное питание. Этот шаг позволяет не только компенсировать нехватку необходимых питательных веществ, но и поддерживать здоровье подрастающего поколения. Поддержка России в образовательных и социальных инициативах обусловлена высоким уровнем стратегического партнерства между странами.

С 2013 по 2022 год правительство Российской Федерации выделило $22 млн на улучшение качества школьного питания в Кыргызстане, что уже привело к положительным изменениям в состоянии здоровья детей. Согласно Национальному комплексному исследованию микронутриентного статуса и антропометрических показателей, опубликованному в 2022 году, у 30% детей в возрасте 5–9 лет наблюдался дефицит железа, 7,8% страдали анемией, а 4,5% имели железодефицитную анемию. Для сравнения, в 2012 году распространенность анемии среди детей в некоторых регионах страны достигала 60%.

В 2023 году Россия выделила еще $15 млн на продолжение программы школьного питания, рассчитанной до 2027 года. За годы реализации проекта удалось организовать горячее питание в 900 школах по всей территории Кыргызстана.

Помимо обеспечения продуктами питания, помощь также включает модернизацию школьных пищеблоков. Учебные заведения получают промышленное оборудование, такое как электроплиты, овощерезки, тестомесы, холодильники и другое. Оборудование школам передает ВПП ООН, но только после того, как местные власти завершат ремонт пищеблоков, обеспечивая водоснабжение, канализацию и электроснабжение.

Программа также включает обучение персонала. Поваров обучают работе с новым оборудованием, а также составлению сбалансированного меню. В рамках программы было разработано 144 рецепта - от супов до напитков. Каждый рецепт тщательно продуман с учетом содержания полезных веществ и калорийности, что позволяет обеспечить детям питание, отвечающее их потребностям.

Меню для школьного питания разрабатывается коллективно — поварами, представителями администрации школы, родительских комитетов, а также медицинским персоналом. Согласно Закону «Об образовании», родители имеют право участвовать в финансировании питания и влиять на состав меню, что дает им возможность контролировать расходы и обеспечивать прозрачность в процессе принятия решений.

Утверждение меню для школьного питания происходит на разных уровнях в зависимости от организационной структуры учебного заведения. Если в районе действует централизованная бухгалтерия, меню утверждается заведующим отдела образования на уровне района или города. В случаях, когда школа имеет собственную бухгалтерию, меню утверждает директор учебного заведения. При этом согласование с отделом общественного питания местного органа санитарно-эпидемиологического надзора остается обязательны.

Рацион школьников, в свою очередь, должен соответствовать рекомендациям Министерства здравоохранения, которые утверждаются постановлением правительства и составляют основу санитарных норм. Эти рекомендации включают строгие требования по содержанию белков, жиров, углеводов и энергетической ценности пищи. Для поддержания баланса в питании важно соблюдать определенные пропорции: углеводы должны составлять 70% рациона, белки — 15%, жиры — также 15%.

В целом, сотрудничество Кыргызстана с Россией в рамках данной программы можно оценить позитивно. Благодаря совместным усилиям более 200 тысяч учеников начальных классов по всей стране получают горячее питание, составляющее 25% их дневного рациона.

«По словам директоров школ, участвующих в программе, горячее питание положительно сказывается на успеваемости учеников. Кроме того, при разнообразном и сбалансированном питании дети получают больше витаминов и микроэлементов, а значит, болеют реже», — отметили в посольстве.

Вместе с тем, представители учебных заведений, принимающих участие в программе, также высоко оценивают проделанную работу. Директор Первомайской общеобразовательной школы в селе Беловодское Чуйской области Айсулу Бекенова рассказала, что с сентября 2024 года благодаря проекту «Оптимизация школьного питания» и поддержке ВПП ООН 720 учеников стали ежедневно получать горячие обеды, соответствующие требованиям по калорийности и содержанию полезных веществ.

Летом в школьной столовой провели ремонт: реконструировали электросети, заменили кабели, установили современное оборудование, включая тестомес, жарочный шкаф, варочный котел, овощерезку, а также обеспечили столы, стеллажи и посуду. Повара и их помощники прошли обучение и получили сертификаты, а школа — обогащенную пшеничную муку.

«В рамках проекта учителя и родители регулярно проходят инструктажи и собрания, посвященные вопросам правильного питания и здорового образа жизни. Детям готовят горячие каши, супы, салаты и домашний хлеб, что значительно улучшило питание школьников. Еда вкусная и разнообразная, дети с удовольствием обедают в нашей столовой», — подчеркнула Бекенова.

В Специальной общеобразовательной школе-интернате для глухих детей в Бишкеке и раньше обеспечивали воспитанников горячим питанием. Однако, по словам директора Каныкей Джаманбаевой, благодаря оптимизации национальной программы школьного питания в интернате обновили оборудование. Это позволило расширить меню и оптимизировать процесс готовки.

Согласно данным ВПП ООН, в организации программы принимает участие и Министерство образования Кыргызстана. Мы попытались узнать, как ведомство оценивает результаты проделанной работы, однако там не смогли ответить на вопросы журналиста.

Несмотря на успехи программы школьного питания, в Кыргызстане, многие школы по-прежнему не могут обеспечить своих учеников горячими обедами. Согласно данным Минобразования, обнародованным в СМИ, почти 245 тысяч учеников из 300 учебных заведений остаются без горячих обедов из-за отсутствия столовых, необходимости ремонта или нехватки чистой питьевой воды. Например, в Оше из 70 школ горячее питание организовано лишь в 29, а в остальных школах детям по-прежнему предлагают лишь булочку и чай. Основные причины этих проблем включают низкие зарплаты поваров, недостаточный контроль качества питания, проблемы с водоснабжением, канализацией и финансированием.

Очевидно, что российская финансовая помощь способствовала значительному улучшению системы школьного питания в Кыргызстане, что, конечно, положительно отразилось на здоровье и успеваемости сотен тысяч детей.

Власти страны, видимо, оценив результаты, пришли к выводу, что такой подход не только эффективен, но и необходим. В этой связи с 1 января 2024 года нормы питания для учащихся 1–4 классов были увеличены вдвое, а в республиканском бюджете на 2024 год было предусмотрено дополнительно 999,4 млн сомов для финансирования питания в образовательных и социальных учреждениях. Кроме того, в сентябре прошлого года кабмин утвердил новое положение об организации школьного питания, поручив местным властям при формировании бюджета на 2025 год предусмотреть средства для обеспечения учащихся начальных классов горячими обедами.

В Кыргызстане построили детский сад для детей российских военных

В Кыргызстане построили детский сад для детей российских военных

Смотрите фотогалерею по теме

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру